СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ: ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРИНЦИПЫ

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 1.

Преобразования в школе станут реальностью, когда значительная часть педагогов почувствует потребность в освоении нового содержания, новых форм образовательной деятельности. Предлагаемая статья направлена на повышение профессиональной компетентности учителей общественно-научных предметов в освоении новых образовательных стандартов.

 

Андрей

ИОФФЕ,

доктор

педагогических

наук,

доцент АПКиППРО

 
В чём суть проблемы?

Планирование занятия или любого выступления для учителей нередко представляется излишним формализмом и бумаготворчеством. Задача данной статьи — показать, как сделать процесс планирования урока не формальным требованием к учителю, которое всплывает во время периодических аттестаций или профессиональных конкурсов, а помощью в понимании того, как сделать свою работу более осознанной. Вопросы «Зачем это нужно знать и уметь?» и «Ради чего мы должны это делать?» должны стать основополагающими в образовании.

Требования к современному уроку по общественным дисциплинам

Новые стандарты образования подчёркивают важность компетентностного подхода, проектирования, духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности. Сегодня хорошим уроком можно назвать тот, на котором интересно, создана доброжелательная атмосфера и который даёт ученику опыт активного участия в решении проблем, преодоления возникших трудностей, выбора и принятия ответственности.

Представляется обоснованным планировать занятие с помощью блочной структуры.
Приведённая схема показывает соотношение шести ключевых блоков урока.

Перечислим особенности блочного подхода к планированию занятия в представленном варианте:

  • не устанавливается жёсткая последовательность элементов, хотя определяется логика построения;
  • выделяются два блока (организационный и мотивационный), которые не имеют локализации, пронизывают всё пространство урока;
  • четыре блока помещены парами, так как на практике часто сложно отделить один от другого (получение информации тесно связано с её осмыслением и анализом, а оценка нередко дополняется рефлексией);
  • выделенные элементы не заставляют учителя совершать конкретные действия (проверять домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником и т.п.), потому что он сам должен решить, что ему конкретно стоит спланировать.

Начнём с организационного блока. Не обязательно использовать сценарный подход с прямой речью (как это делается нередко в описании вводного слова учителя). Вполне достаточно применить деловой стиль описания. Во вводном слове учитель может обратить внимание на форму проведения занятия, на способы работы на уроке (в группах, индивидуально, в общей дискуссии), на возможные роли учащихся и т.п.

Более точно было бы назвать эту часть инструктированием или пояснением.

К организации занятия также относится создание пространства для работы (например сдвинутые столы), формирование малых групп, озвучивание ожидаемых результатов урока. Они обращены к учащимся и формулируются следующим образом (даётся условный вариант):

В результате занятия вы сможете:
– дать определение понятиям ;
– структурировать информацию о правах в виде таблицы;
– высказывать собственное мнение о проблемах и путях их решения.

При формулировании ожидаемых результатов существует несколько ключевых особенностей:

  • формулировки максимально конкретны и проверяемы (в идеальном случае даже указываются количественные параметры);
  • они связаны с компонентом знаний, умений и навыков, ценностных ориентиров, мировоззренческих позиций по определённым вопросам (фактически обращены к универсальным учебным действиям, о которых говорит ФГОС ОО).

Не менее важным является и мотивационный блок. Психологи определяют мотивацию как «совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности»[1]. Для этого существуют разнообразные приёмы: рассмотрение жизненной ситуации, сравнение нескольких высказываний, обсуждение картины (плаката, карикатуры), использование фрагмента видеофильма, незаконченные фразы (предложения, высказывания) и т.п.

Определим общие требования к мотивации на уроке общественных дисциплин:

  • направленность на социальный опыт учащихся или их интересы;
  • возможность высказывать разные точки зрения;
  • связь с изучаемой темой или определёнными вопросами;
  • необычность формы или манеры подачи материала;
  • доступность для понимания (простота языка и способа изложения);
  • проблемность или дискуссионность.

Информационный и аналитический блоки в достаточной мере известны и понятны учителю. Это сообщение информации в форме лекции, работа с документом или текстом учебника, анализ статистических данных, изучение сайтов. В условиях информационного общества нецелесообразно пытаться излагать новый материал исключительно путём лекций, но и полностью отказываться от них неправильно. Сегодня учитель имеет значительно более широкий круг источников. Традиционные устные и письменные источники могут быть дополнены графическими, электронными, визуальными, вещественными, видеоресурсами. Учащиеся должны уметь переводить текстовую информацию в графический формат и наоборот, обобщать полученные данные, различать важное и второстепенное, сравнивать с точки зрения общего и различий, синтезировать новый продукт своей познавательной деятельности, проявлять творчество, выбирать из имеющихся альтернатив, формулировать аргументы и контраргументы.

Важным становится умение отбора, отделения важного от второстепенного, объективного от субъективного, достоверного от сомнительного, правдивого от ложного, точного от размытого, общепризнанного от спорного, аксиом от гипотез. Ограничение информационного потока при решении конкретной задачи является важнейшей и актуальной проблемой современного человека.

Обратим внимание на важность умения ориентироваться в каждом элементе цепочки работы с информацией:

определение запроса (понимание потребности в информации) определение и отбор источников (с учётом временных и других ресурсов) поиск информации (в разных источниках) выделение информации (ограничение объёма информационного потока с учётом поставленных целей и задач, ожидаемых результатов) структурирование информации в разные форматы (в виде текстов, схем, таблиц, тезисов, диаграмм и т.п.) формулирование выводов.

Изменившаяся ситуация требует от системы образования не только загружать человека набором сведений и фактов, а создавать условия для развития умений понимать и осмысливать, искать и выбирать. Очень важно, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, разнообразной по форме (это особенно важно в современном информационном обществе), корректной (в том числе и с научной точки зрения), представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно), доступной для понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень подготовленности).

Оценочный и рефлексивный блоки ориентированы на процесс коммуникации. Оценка не сводится к выставлению отметок, как нередко думают. Помимо формализованной стороны (баллы, «зачёт — незачёт» и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника занятия к происходящему на уроке.

Обозначим ключевые положения:

  • оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает);
  • оценка не должна умалять достоинство человека;
  • следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности;
  • важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок;
  • оценивание не следует сводить к выставлению отметок учителем (стоит учитывать потенциал самооценивания, взаимооценивания, внешней экспертизы и т.п.);
  • оценка должна мотивировать к учению, а не «отбивать руки» у школьников.

Рефлексия пока довольно редко применяется в преподавании. А ведь она является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?

Выделенные блоки являются звеньями целостной системы образования (обучения и воспитания).

Отсутствие каждого из них разрывает единство и создаёт серьёзные провалы.

Принципы и стратегии преподавания общественных дисциплин?

Доброжелательность, позитивность и конструктивность становятся важными принципами современного занятия. Также необходимо сочетание разных стратегий преподавания с учётом вовлечения учащихся в деятельность через развитие универсальных учебных действий. Подготовка к ЕГЭ не означает «натаскивание» на решение тестов. Современный урок требует активности учащихся, открытости правил и процедур, уважения личности, информированности, развития у школьников мотивации к познанию, рефлексивности (осознанности в учебной деятельности), максимального использования потенциала межпредметных связей, дифференцированности подходов к преподаванию (ориентации на особенности конкретных учащихся).

При этом общественные дисциплины имеют ряд особенностей, влияющих на организацию и проведение урока. В содержании они имеют высокий потенциал межпредметных связей (в первую очередь в рамках предметов гуманитарного цикла), в значительной степени опираются на социальную практику и жизненный опыт учащихся (имеют более широкий потенциал для рассмотрения ситуаций повседневной жизни, актуальных для учащихся). В отличие от многих точных наук, в общественных дисциплинах возрастает значимость высказывания собственной точки зрения, отстаивания своей позиции, понимания относительности истины. Поэтому их преподавание подразумевает дискуссии и обсуждения, отказ от морализаторства, проблемность, индивидуальность позиции и свободу выбора. При этом усиливается мировоззренческая направленность и акцентирование внимания на ценностные ориентиры. Общественные науки в наибольшей степени определяют направленность социальных и гражданских ориентиров личности, а значит, определяют будущее всего общества. Атмосфера и организация урока, комфортная обстановка и уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу не менее важны, чем содержание программ, учебников и требования ЕГЭ. Заставить учиться нельзя — можно только создать обстановку, в которой учёба становится интересным делом, открывающим пространство для самореализации и свободы.

[links&resources]

[1] Занюк С. Психология мотивации. — К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002. — С. 7.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ: ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРИНЦИПЫ: 1 комментарий

  1. Очень полезный материал для практической работы. Блочная структура организации занятия представляет интерес по своему замыслу.

Комментарии запрещены.