НОВАЯ РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ С 1812 ГОДА*

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 2.


России первой половины XIX века посвящено огромное количество зарубежных мемуаров, путевых дневников, сочинений по истории, политике, экономике. Этот интерес объясняется тем, что в данный период авторитет России — один из решающих факторов международной политики, прежде всего европейской. От её политики, как считали многие, зависели стабильность, мир, процветание и, в конечном итоге, существование самой политической системы государств Европы начала XIX века. Это время в истории — время нового этапа развития общественных формаций, прогресса мировой цивилизации и культуры, сопровождавшееся изменением психологии и образа жизни человека. И эта же эпоха дала человечеству страшные примеры военной агрессии, тотальной войны против целых народов, массового уничтожения мирного населения, цветущих городов, памятников культуры. Она продемонстрировала классические образцы политического и идеологического волюнтаризма, когда желание и воля одного человека становятся законом для десятков миллионов других. Наглядное тому подтверждение — наполеоновская эпопея, частью которой является Отечественная война 1812 года, в ходе которой Россия продемонстрировала беспримерный духовный подъём народа, его патриотизм, его жертвенность во имя Родины.

 

Наталья

ХЛИСТУНОВА,

кандидат

педагогических

наук,

учитель

истории

и обществознания

 
События Отечественной войны 1812 года широко представлены в школьных учебниках истории. Так, в учебнике «История России XIX века» для учащихся 8 класса (авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) теме Отечественной войны 1812 года посвящён урок, в ходе которого рассматриваются вопросы, связанные с началом войны, планами сторон, ходом военных действий, деятельностью М.И. Кутузова, партизанским движением[1].

В учебнике «История России с древнейших времён до первой половины XIX века» для учащихся 10 класса (авторы: О.Н. Журавлёва, Т.И. Пашкова, Д.В. Кузин) в главе «Российская империя в первой половине XIX в.» Отечественная война 1812 года представлена в рамках темы «Внешняя политика России в первой половине XIX в.» (§ 41)[2].

В учебнике «История России XVIII–XIX веков» для учащихся 10 класса (авторы А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов) в главе 3 «Россия в первой четверти XIX века» вопросы Отечественной войны представлены в рамках темы «Внешняя политика России и Отечественная война 1812 года» (§12–13). Авторы учебника, рассматривая вопросы внешней политики России в начале XIX века и нарастающие в Европе противоречия, приходят к выводу, что «Наполеон не мог смириться с тем, что в Европе осталось государство, проводившее независимую внешнюю политику. Всё это привело к новой русско-французской войне, которая стала решающей для дальнейших судеб всей Европы»[3].

Останавливаясь на вторжении Наполеона в Россию, сражении под Смоленском, назначении М.И. Кутузова главнокомандующим, Бородинском сражении, вступлении Наполеона в Москву, Тарутинском манёвре русской армии, партизанском движении, разгроме и изгнании остатков армии Наполеона из России[2], авторы делают вывод о значении победы России в войне, которая «символизировала подлинный триумф российского военного искусства, храбрости и мужества русской армии, сокрушившей доселе непобедимого противника»[3].

Анализ ряда учебников по истории России позволяет сделать вывод о том, что в изучении данной темы в 8 и 10 классах прослеживается определённая преемственность. Основные события Отечественной войны 1812 года уже известны учащимся из курса истории 8 класса. Поэтому задачей учителя в 10 классе является углубление и систематизация знаний учащихся с использованием широких инновационных возможностей данного курса. В значительной мере педагогу поможет интерес учащихся к теме и навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, которые уже сформированы у старшеклассников благодаря вовлечению в исследовательскую деятельность.

* А.И. Герцен. «О развитии революционных идей в России»

В 8 классе для активизации познавательной активности школьников можно включить в ход урока историческую викторину или познавательную игру, которую готовит и проводит учитель, а учащиеся в данном случае будут являться её активными или пассивными участниками. Урок по данной теме в 10 классе может быть проведён в форме научно-практической учебной конференции или в форме открытого общешкольного мероприятия, посвящённого юбилею Отечественной войны 1812 года. В зависимости от уровня подготовленности класса учащиеся могут сформировать творческие группы для работы над конкретной темой или выполнить выбранное задание индивидуально. Роль учителя в этом случае будет заключаться в разработке вариантов предполагаемых заданий и оказании помощи при подготовке учащихся к их выполнению. Урок истории в 10 классе должен содержать не только элементы повторения уже известных вопросов, он должен систематизировать знания учащихся и вывести понимание темы на более высокий уровень. Поэтому целесообразно предложить школьникам для разработки темы, которые будут охватывать вопросы внешней политики накануне начала войны 1812 года, а также рассмотреть роль отдельных участников войны, оказавших определённое влияние на её ход и итоги. Наряду с именами, известными учащимся из курса истории 8 класса, — М.И. Кутузов, Г. Нельсон, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион — можно предложить школьникам самостоятельно по дополнительной литературе познакомиться с ролью в войне менее известных полководцев, например фельдмаршала К. Макка, Ф. Буксгевдена. Другое задание может заключаться в том, чтобы школьники самостоятельно изучили подвиги участников партизанского движения, о которых мало информации в учебниках. Многие учащиеся охотно выбирают темы для изучения, связанные с конкретными битвами, которые только упоминаются, но не раскрываются в тексте учебника.

Один из возможных вариантов сценария конференции может быть следующим. После вступительного слова учителя о юбилее Отечественной войны 1812 года, о том, что события 1812 года занимают особое место в нашей истории, так как никогда прежде не знала Россия такого духовного пробуждения нации, какое произошло в дни нашествия Наполеона, более того, война 1812 года была первой, получившей название Отечественной, учитель переходит к рассказу о событиях, предшествовавших началу войны, о войне в контексте внешней и внутренней политики России, её итогах. В зависимости от тех сообщений, которые подготовили учащиеся, они становятся соавторами хода урока, и учитель предоставляет им возможность включить своё сообщение в сценарий, в логическую ткань урока. В других классах возможна иная организация самостоятельной познавательной деятельности, когда ход конференции разделён на несколько этапов, каждый из которых готовится отдельной творческой группой учащихся. В этом случае детализация сообщений, как и выбор тем, предоставляется самим учащимся, а роль учителя на подготовительном этапе будет заключаться в профессиональных консультациях. Этот сценарий соответствует более подготовленному классу.

В результате проведённой подготовки учащиеся в своих выступлениях останавливаются на том, что Отечественная война 1812 года для России стала переломной среди войн России с Францией, и объясняют свой вывод.

В своих выступлениях школьники, основываясь на учебниках и рекомендуемой учителем дополнительной литературе, раскрывают аспекты темы, которые имеют ключевое значение для понимания Отечественной войны 1812 года. Назовём эти ключевые события, сделав акцент на главном, что должны усвоить учащиеся. Так, в частности, школьники рассматривают события, которые предшествовали вторжению Наполеона в Россию. Эти события конца XVIII века, после Великой французской революции. Свержение короля во Франции послужило причиной войн с европейскими монархами. В ходе последующих войн политика Франции изменила свой
характер — из революционной трансформировалась в имперскую. В ноябре 1799 года Наполеон руководит государственным переворотом, в результате которого он становится первым консулом, а 18 апреля 1804 года сенат присваивает ему титул наследственного императора. Традиционная борьба с Англией за первое место в Европе и мире приобретает всё более антагонистические черты[4].

Наполеон управляет Германией и Италией, постепенно всё более укрепляясь в Европе. Недовольные его политикой группировались вокруг Англии и России, привыкшей со времён Екатерины, чтобы с ней считались. Так возникла антинаполеоновская коалиция, к которой примкнули Австрия и Швеция.

Война началась 1 сентября 1805 года. Австрийцы вступили в Баварию. Наполеон разбил фельдмаршала К. Макка под Эльхингеймом, а 8 октября армия Макка капитулировала, окружённая в Ульме. Это могло бы сразу стать концом войны, но на следующий день — 9 октября — английская эскадра под командованием Г. Нельсона разгромит французский флот у мыса Трафальгар (сам Нельсон в этом бою погибнет). Несмотря на это, обстановка была для союзников крайне тяжёлой — армия Наполеона имела более ста тысяч штыков, а две русские (одной командовал М. Кутузов, другой — Ф. Буксгевден) — по пятьдесят тысяч. Кутузов отступил к Аустерлицу, где Наполеон дал союзникам генеральное сражение 20 ноября 1805 года, которое выиграл. Австрия подписала мир с Наполеоном, признав захват Францией территории в Южной Германии и Италии.

В этот момент в борьбу на стороне России вступила Пруссия. Наполеон разгромил её в битвах при Йене и Ауэрштедте, в результате которых почти все прусские земли оказались в руках французов. Боевые действия были перенесены на территорию Польши, где российскую монархию традиционно не любили — и для этого были понятные причины. Последовавшие вскоре сражения при Пултуске на реке Нарев (14 декабря 1806 года) и при Прейсиш-Эйлау (26–27 января 1807 года) победителей не выявили, хотя каждая сторона приписывала победу себе. Однако 12 июня того же года Наполеон разгромил русскую армию под Фридландом, и через пять дней французы были у Тильзита, то есть на границе России. Здесь был заключён Тильзитский мир, согласно которому Франция и Россия становились главенствующими державами Европы, разграничивая сферы влияния на континенте без Англии. Однако каждый стремился трактовать договор в свою пользу, поэтому противоречия нарастали: с одной стороны, французы поддерживали Польшу, с другой — выражали недовольство российско-английскими торговыми отношениями. И русский, и французский императоры понимали, что при совместной политике им не достичь желаемого. Поэтому война становилась объективно неизбежной… И 12 июня 1812 года во главе 600-тысячной армии Наполеон форсировал Неман и двинулся на завоевание России. Он сказал: «Мы раздробим Россию на прежние удельные княжества!»[5]

Русские войска были растянуты вдоль границы, а численность обеих русских армий была в три раза меньше, чем войска неприятеля. Наполеон тут же вклинился между ними, рассчитывая разгромить каждую по отдельности. Он хотел закончить войну как можно быстрее.

Две русские армии отступали, пытаясь соединиться. Каждый день велись тяжёлые арьергардные бои, когда один полк сдерживал натиск врага, давая своим отойти подальше.

Французские войска шли так быстро, что обозы за ними не поспевали, не было ни пищи для людей, ни фуража для лошадей. Русские крестьяне снабжать продовольствием французов не желали даже за деньги. Ещё не произошло ни одного решительного боя, а войско Наполеона уже уменьшилось на несколько десятков тысяч солдат! Под Смоленском русские армии наконец соединились, и 4 августа было дано большое сражение. Французы потеряли 20 тысяч человек, а русские стали отступать дальше, к Москве.

Когда Наполеон вошёл в Смоленск, город лежал в руинах. Солдатам врага здесь нечем было поживиться. Тогда Наполеон заявил: «Я иду в Москву… Александр будет на коленях просить мира»[6].

После Смоленского сражения главнокомандующим царь назначил М.И. Кутузова. Было решено, что главное сражение произойдёт на Бородинском поле.

Битва была кровавой: был смертельно ранен Багратион, была уничтожена половина русской армии и треть французской. Наполеон признавался: «Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми»[7].

Сначала свои войска с места сражения увёл Наполеон, а потом и Кутузов, который после Совета в Филях принял решение оставить Москву. Время показало, что он поступил правильно.

Вместе с армией уходили и москвичи, в городе остались лишь несколько тысяч жителей. Кутузов обошёл Москву и занял позицию на Калужской дороге, в деревне Тарутино. Прикрыв Тулу с её оружейными заводами, он отрезал французов от продуктовых складов в Калуге.

14 сентября Наполеон занял Москву. Обосновавшись в Кремле, он стал ждать перелома в ходе войны, капитуляции русских. Москва целую неделю горела. Часть складов и арсеналов подожгли оставшиеся в Москве горожане, другую часть — французы, которым оставаться в Москве не было смысла. Выгоревший город без продовольствия, без жителей не был нужен Наполеону. А численность русской армии в Тарутине тем временем увеличивалась. И конечно же, покоя французам не давали партизаны. По подсчётам историков, в результате партизанского движения наполеоновская армия потеряла около 30 тысяч убитыми, ранеными, взятыми в плен. Неисчислимыми стали потери обозов продовольствия, боеприпасов, складов французской армии[8].

В этой части урока можно остановиться на конкретных участниках партизанского движения, о которых учащиеся подготовили сообщения. Этот материал имеет значение для патриотического воспитания, для формирования национально-гражданской идентичности школьников.

В итоге, Наполеон принимает решение покинуть Москву, что и станет началом полного разгрома его армии. Почти полумиллионная армия Наполеона прекратила своё существование — Россия и Европа были освобождены.

После разгрома Наполеона Россия стала играть значительную роль на европейском континенте. Она возглавила «Священный союз» — блок европейских монархов, заключённый для борьбы с революционным движением; она вела активную политику в отношении черноморских проливов и Средиземноморья; определила основные аспекты европейских международных отношений. Роль и место России в системе международных отношений, в сфере дипломатии в 20–40-х годах XIX века были блестящими[9].

Данное положение сохранилось на протяжении всего XIX века, к концу которого позиции России были также прочны и общепризнанны. Она обладала самой большой сухопутной армией в мире (около 900 тысяч человек), третьим в мире флотом (после Англии и Франции)[10]. Вооружённые силы России уступали вооружённым силам ведущих мировых держав по уровню военно-технического оснащения, но в последние десятилетия XIX века этот разрыв начал стремительно сокращаться. Россию боялись и с ней считались — таков итог внешней политики России XIX века, основы которой были заложены событиями Отечественной войны 1812 года.

Наш педагогический опыт показывает, что при условии продуманной методической стратегии изучения Отечественной войны 1812 года педагоги обеспечивают преемственность подходов в основной и старшей школах, а школьники 8 и 10 классов успешно усваивают основное содержание курсов истории России. Многообразие учебников и пособий по курсу истории России позволяет дифференцировать методику изучения Отечественной войны, придать ей проблемный, личностно ориентированный характер.

В старших классах важно подвести школьников к личностной оценке внешней и внутренней политики России, характера и последствий Отечественной войны 1812 года. Это значимо для нравственного воспитания, ценностного развития школьников. События 1812 года — значимый повод для осмысления истории, формирования патриотической позиции, национально-гражданской идентичности.

[links&resources]

[1] Данилов А.А., Косулина Л.Г История России XIX века: Для учащихся 8 класса. — М.: Просвещение, 2009. — С. 24.
[2] Журавлёва О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. История России. 10 кл.: Базовый уровень: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Р.Ш. Ганелина. — М.: Вентана-Граф, 2007. — С. 333.
[3] Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России XVIII-XIX веков. Ч. 2. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Русское слово. 2011. — С. 111.
[4] Лубченков Ю. Война 1812 года. — М.: Белый город, 2011. — С. 6.
[5] Лазарев А. Герои 1812 года. — М.: Белый город. 2011, — С. 2.
[6] Там же, С. 9.
[7] Там же, С. 3.
[8] Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России XVIII-XIX века. Часть 2. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Русское слово. 2011, — С. 4.
[9] Россия первой половины XIX века. Глазами иностранцев. Лимонов Ю.А. Россия в западноевропейских сочинениях первой половины XIX в. Вступительная статья. — Л.: Лениздат, 1991, — С. 4.
[10] Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России XVIII-XIX. Часть 2. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Русское слово. 2011, — С. 242.

НОВАЯ РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ С 1812 ГОДА*: 12 комментариев

  1. Статья является довольно интересной с педагогической и исторической точки зрения. Учителям данная статья поможет глубже обосновать и раскрыть углубить эту тему на уроках истории в школе..Учащимся данная разработка урока может помочь еще более углубить знания по теме.
    Статья-разработка позволяет построить урок обосновать цели и задачи так ,что бы вызвать заинтересованность учащихся к данной теме Несомненно есть патриотическая и воспитательная составляющая в данной статье . Данная разработка должна способствовать формированию у школьников чувства гордости за свою Родину ,способствовать усилению чувства патриотизма ,вызывать уважение к великим людям, служившим России. Урок направлен на воспитание любви к Отечеству, на развитие у учащихся интереса к истории. Статья Позволяет глубже осознать события войны 1812.1812 год входит в летопись побед русского оружия. Побед России вместе с 1612 и 1945 годами. Учитывая что 2012 объявлен годом Российской истории статья будет несомненно полезной для педагогов при составлении уроков на данную тематику.при этом статья подразумевает несомненно и многовариантность построения урока.Возможность педагогу выстроить тот или иной вариант урока для еще более продуктивной работы с учащимися .Спасибо автору за отличную статью!

  2. Безусловно огромное спасибо за статью. Я студентка 5-го курса исторического факультета. Проходя практику в школе и слушая рассказы своих одногруппников. Я, сделала такие выводы, что во многих школах, учителям было сложно изменить свой стандартный, уже много раз проводимый урок и связать его с годом истории, а прежде всего с юбилейными датами. Но, благодаря вашей статье можно с легкостью составить план и конспект урока для учеников, правильно поставить цели, проблему урока и реализовать на уроке предложенные вами варианты полноценного, качественного, а главное актуального урока на тему этого года. Данная статья поможет учителю выбрать, так как в статье не один вариант. А так же проставлены проблемные вопросы, благодаря которым можно полноценно и качественно провести урок. В конце статьи автор даёт хорошие советы, именно на что надо подводить школьников.

  3. Аленникова Анастасия, студентка 5 курса, исторического факультета.
    Статья вызывает интерес не только с методической точки зрения, но и затрагивает нравственные темы: тему добра и зла, тему выбора между войной и миром… Спасибо автору за то, что она очень красочно и с душой дала характеристику Отечественной войне, именно как «страшному примеру тотального уничтожения мирного населения, городов, памятников культуры». У детей в 8-10 классах именно с помощью этих ассоциаций можно пробудить чувство гордости за подвиг своего народа, показать смелость и всю отвагу их и способствовать воспитанию национальной идентичности. Положительно так же и то, что автор полностью оправдывает название своей работы, и действительно объясняет почему именно эта дата является переломной в истории страны, почему именно это событие «обновило» Россию.
    Статья раскрывает для учителя на сколько основательно нужно изучать данную тему в 8 классе, а на сколько в 10, что, конечно, поможет учителю выстроить материал урока исходя из логического обоснования этого аспекта самим автором. Анализируя методический материал, можно сказать, что тема Отечественной войны в школе рассматривается в основном как сухой ряд дат, событий, сражений и участников войны. И в этом отношении автор справедливо затрагивает методическую сторону преподавания этой темы. Хотя формы предлагаемые для проведения урока вполне известны, но почему-то не многие учителя считают целесообразным применять их именно для изучения Отечественной войны. И тем самым автор статьи, можно сказать, «дает новую жизнь» этому уроку, и несомненно пробуждает позновательную активность учеников на уроке и в ходе его подготовки. Спасибо автору!

  4. Данная статья является довольно интересной с педагогической и исторической точки зрения.Учителям данная статья возможно поможет глубже обосновать и раскрыть углубить эту тему на уроках истории в школе..Заинтересовать учащихся.Несомненно есть патриотическая и воспитательная составляющая в данной статье .Статья Позволяет глубже осознать события войны 1812.1812 год входит в летопись побед русского оружия.Побед России вместе с 1612 и 1945 годами.Спасибо автору за отличную статью!

  5. Я преподаю литературу в старших классах. Художественные произведения 19 века, естественно, перекликаются с изучением истории этого времени. От того насколько глубоко учащиеся владеют знаниями об исторических событиях и процессах, часто зависит понимание концепции произведения и авторский позиции. Без представления о том или ином историческом времени невозможно понять философию писателя, фактический материал художественных произведений и их идеи. Так в 10 классе отведено большое количество часов на изучение романа Л.Н, Толстого «Война и мир», данная статья помогает учителям-словесникам грамотно подать исторический материал, подсказать, как и что изучено детьми на уроках истории ранее. Материал, подготовленный Н.В. Хлистуновой, по моему мнению, является актуальным для работы не только филологов, но и историков.

  6. Статья привлекла мое внимание-интересная с информационной и методической точки зрения.Уверена,что многим педагогам она поможет в работе и во внеклассной деятельности.

  7. Благодарю за статью.
    Очень интересно и познавательно. Думаю,это поможет педагогам более качественно выстроить занятия и более глубже преподнести ученикам 8-10 классов материал по теме Отечественной войны 1812 года. Возможно, после прочтения данной статьи можно будет пробудить интерес к данной теме у ребят.

  8. Большое спасибо за статью! Очень актуально и необходимо. Правильно преподнесенный материал — положительно складывается на образовательной деятельности учащегося и расширяет возможности.

  9. Спасибо огромное за очень интересную и познавательную,а главное,актуальную статью в наше время! К сожалению, в настоящее время в нашей стране в угоду отдельным политическим лидерам, течениям, направлениям стало популярным переписывать нашу историю, её замечательные, героические, трагические страницы. Не осталась без их внимания и Отечественная война 1812 года. Читая статью, понимаешь, как важна роль учителя в выборе методической стратегии изучения темы об Отечественной войне 1812 г.Ведь участники событий 1812г.- это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы , талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечества. А исторические викторины или познавательные игры, которые готовит и проводит педагог, служат не только для активизации познавательной активности учащихся, но и помогают выделить отрицательные и положительные последствия наполеоновских войн, основные события и проблемы Отечественной войны, что способствует воспитанию у учащихся патриотизма, чувства гордости за Россию, неприязни к войне, как способу решения проблемы. В статье автором сформировано представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, показано отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров , генералов к самопожертвованию во славу Отечества.Учитель подводит школьников к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества, акцентирует внимание учащихся на связи времён и значении сохранения и преумножения традиций прошлого, проводит работу по совершенствованию умений и навыков работы с текстом, дополнительной литературой, анализирует и обобщает с ребятами старших классов изучаемый материал. Статья, действительно, значима для нравственного воспитания, целостного развития учащихся.

  10. Я, Мерман А.Б., учитель начальной школы, проводила в 4 классе классный час, посвященный войне 1812 года. Мне удалось заинтересовать учеников благодаря статье учителя истории и обществознания — Хлистуновой Н.В.
    В предложенном материале я нашла очень много нового, интересного и познавательного как для себя, так и для учеников начальной школы.
    Огромное спасибо автору за прекрасно подобранный материал!

  11. Спасибо за статью! Сейчас все говорят только о юбилейных датах, и так мало людей, которые предлагают учителям правильно преподнести своим ученикам необходимый материал.
    На современном этапе главной задачей образовательной политики является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества, государства. Решение этой задачи не возможно без активной познавательной деятельности школьников. В статье правильно указано, что преемственность в изучении темы «Отечественная война 1812 г.» в курсах восьмого и десятого классов позволяет расширять круг знаний за счет самостоятельных исследований учеников, т.о. в старшей школе учитель должен не вести их (учеников) за собой, а развивать интерес учащихся к теме.
    Развивать познавательную активность школьников очень сложно. В статье на примере конкретной темы нам приведены способы формирования подобной активности. Без них невозможно повышать уровень исторических знаний. И тут нужно знать специфику возраста учеников, с которыми работаешь, например, в 5-6 классах историческим познанием учеником движет возможность получить хорошую оценку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание всегда и во всём быть успешным, но в 7-11 классах идет усложнение материала. Параграфы в учебнике становятся объёмнее, написаны порой сложным научным языком. Обилие цифр, дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, которые необходимо запомнить, всё это вызывает у учащихся непонимание необходимости запоминать столь обширный материал и его хронологические закономерности. Это провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников. И для учителя главное не упустить этот момент, и начать стимулировать познавательную активность. К тем способам, о которых упомянул автор я ещё могу добавить дидактическую игру, которая позволит сделать увлекательной и интересной работу не только на творческо-поисковом уровне, но и усвоение факто, имен, дат. Игра позволяет развивать умения самостоятельной оценки и отбора нужной информации.
    Думаю, что многим эта статья поможет при дальнейшей организации уроков.

    • Маринич А.Н. педагог организатор.
      Статья очень интересная, а главное, что она имеет познавательный характер.Прочитав статью и комментарии к ней ,для себя сделала небольшой вывод: как здорово, что есть педагоги, которым не все равно как проходит урок,и как ученики получают знания.
      Очень порадовало разнообразие форм для подачи темы. и что ученики включены непосредственно в работу. К сожалению в большинства случаях мы видим только подачу сухого материала.
      Спасибо большое за прекрасную статью.

Комментарии запрещены.