ТЕКСТ КАК РОЖДЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ МЫСЛЕЙ

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 2.

Как сформировать у учащихся полноценное умение работать с текстом? Рассмотрим методические рекомендации по содержательному анализу, переработке и использованию текстовой информации на уроках гуманитарного цикла. В подрубрике «Практика» предложен конкретный пример заданий по истории, русскому языку и географии к тексту об Отечественной войне 1812 года.

 

 

Ирина

ДОБРОТИНА,

научный

сотрудник

ИСМО

РАО

 

Основой основ практической работы по формированию предметных и метапредметных умений учащихся в процессе обучения является сам текст: текст учебника, включающий разные способы представления информации — основной и дополнительный текст, таблицы, графики, карты, диаграммы, рисунки; текст рассказа учителя; тексты разных стилей и типов речи, создаваемые учащимися, — сочинения, устные сообщения по теме, представления результатов проектных и исследовательских работ, рефераты, конспекты, планы и так далее.

Об особой роли текстов в интеллектуальном развитии личности говорят многие учёные, методисты. Так, например, афористичное высказывание русского писателя и книговеда Н.А. Рубакина о том, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей», перекликается с мыслью И.Я. Лернера, что «неумение думать над текстами с детства закрепляет стереотипное мышление».

Через некоторые функции текста определяется само понятие интеллекта в работах Ю.М. Лотмана: передача новой информации (текстов); создание новой информации (то есть создание текстов, не выводимых однозначно по заданным алгоритмам из уже имеющихся, а обладающих определённой степенью непредсказуемости); память как способность хранить и воспроизводить информацию (тексты). Учёный подчёркивает, что «для функционирования интеллекта требуется другой интеллект», «интеллект всегда собеседник».

Однако часто текст не становится таким собеседником для учащихся, чтение не побуждает к созданию собственных мыслей: при выполнении задания передать некую информацию в форме рассказа (информацию параграфа, текст проектной или исследовательской работы) учащиеся склонны к прямому цитированию текста оригинала, свободный пересказ с интерпретацией событий даётся им очень тяжело. То есть процессы порождения и понимания речи, являющиеся главными в речевой деятельности человека, затруднены. Понимание включает в себя использование языкового знания (знание языка высказывания); построение гипотетических интерпретаций воспринимаемой речи, которое идёт параллельно процессу восприятия; освоение сказанного; интерпретацию намерений автора; соотнесение принимаемой информации с уже имеющейся.

Именно культуре работы с текстом, работе с информацией, переданной в той или иной системе знаков, должно уделяться внимание на уроках гуманитарного цикла. Читая текст, человек познаёт связи между предметами объективной реальности не непосредственно, а через слово, через отражение этих опосредованных связей в тексте.

Понимание текста невозможно без усвоения законов или правил, норм построения самого текста как особой объективной реальности. Это и есть тот инструментарий, которым должен владеть ученик-читатель. Овладение этим инструментарием осуществляется в основном на уроках русского языка, однако сформированные умения должны находить подкрепление на уроках истории, обществознания, географии. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит задачу овладения учащимися умениями работать с информацией, причём эти умения находятся на пересечении предметных и метапредметных областей.

Характеризуя умения работать с информацией, отметим, что есть определённые, но незначительные отличия в умениях, используемых при работе с информацией, представленной или зафиксированной в различных видах (например, письменная/устная речь; текст/таблица/график/карта). Гораздо важнее, на наш взгляд, рассмотреть группы умений, соотносимых с выделением основных этапов работы с информацией: поиск — восприятие — осознание — переработка — передача/использование. Данная классификация наиболее полно отражает деятельностный подход, на который ориентируют ФГОС второго поколения. Знание основных видов и умений, которыми последовательно должен овладеть учащийся, позволит учителю организовать работу по освоению информации. При этом желательно, чтобы и учащиеся понимали, какие виды умений им необходимы для успешной работы с информацией, представленной в различных формах.

Эта стадийность позволяет выделить следующие группы умений:

  • умение поиска информации (в библиотеках, каталогах, словарях и справочниках, географических и исторических атласах, то есть в различных источниках информации, включая СМИ и ресурсы Интернета);
  • умение восприятия информации (восприятие вербальной информации — аудирование, текстовой — чтение, восприятие графической, числовой, схематической информации);
  • умение осознания информации (понимание основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации текста);
  • умение переработки информации (умение, основанное на логических операциях анализа, сравнения, синтеза, аналогии, и умение семантического (обобщение) и лексического (совмещение, свёртывание) изменения информации);
  • умение передачи/использования информации (представление информации в виде развёрнутых планов, выписок, конспектов, аннотаций, рефератов, выступление перед аудиторией с сообщением, докладом).

Приведём примеры заданий, которые могут быть предложены учащимся на различных этапах работы с информацией.

I. Задания, направленные на развитие умений воспринимать и осознавать информацию текста:

1. Вставьте на месте пропусков в … абзаце необходимые по смыслу слова. (Объясните, как вы понимаете значение слов, замените их синонимами.)
2. Предположите, о чём должна идти речь в тексте, по выписанным из текста ключевым словам.
3. Выполните работу по разметке текста. (Поставьте знак «?» там, где заканчивается мысль, требующая, на ваш взгляд, осмысления и постановки вопроса; запишите вопрос, который вам хотелось бы задать.)
4. Подчеркните главную информацию в тексте. В каждом ли предложении есть такая информация?
5. Подчеркните слова и выражения, которые помогают вам следить за тем, как идёт развитие мысли в тексте.
6. Укажите номера предложений, которые, на ваш взгляд, должны стать началом нового абзаца (в тексте, представленном без абзацного членения).
7. Укажите номера предложений, являющихся лишними в данном тексте (в тексте с намеренно включённой лишней информацией).
8. Укажите номера предложений (абзацев), в которых дана неверная информация (с точки зрения развёртывания логики текста).
9. Дайте название данному тексту.
10. Придумайте тему выступления, сообщения, при работе над которой вам потребовались бы факты, примеры из данного текста.
11. Восстановите последовательность предложений (абзацев), восстановите связи между предложениями абзаца.

II. Задания, направленные на развитие умений перерабатывать и использовать информацию текста:

1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти).
2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.
3. Уберите в тексте лишнюю, с вашей точки зрения, информацию.
4. Дополните текст своими примерами (описаниями, аргументами), например: расскажите о творчестве одного из художников; включите рассуждение о том, существует ли связь и преемственность с золотым веком русской культуры.
5. Разверните представленный абзацный зачин в абзац.
6. Составьте предложение или небольшое сообщение с опорой на словосочетание (предложение).
7. Найдите в тексте тезис и доказательства, перестройте текст таким образом, чтобы доказательство стало выводом, следствием из приведённых примеров.
8. Допишите текст (текст представлен без вступления и/или заключительного абзаца).
9. Соедините абзацы (предложения), вставив подходящие по смыслу вводные слова и выражения.
10. Напишите свой текст на основе нескольких текстов, других источников информации (карт, схем, графиков), дающих фрагментарное представление об одном и том же факте или явлении, используя суммарную информацию этих текстов (источников информации).

Безусловно, использование отдельных заданий не будет столь эффективным, как целенаправленная работа в данном направлении, поэтому предлагаем методический материал к проведению уроков, цель которых — развитие умений перерабатывать и использовать информацию в соответствии с учебной задачей.

Работа с предлагаемыми текстами может быть организована в парах, группах на одном уроке, например на уроке истории, географии, русского языка. Тогда группы получают свою «специализацию» — филологи, историки, географы. Другой вариант организации работы — один и тот же текст используется на разных уроках, например, в течение недели учащиеся на каждом уроке выполняют только задания одной предметной области. (К примеру задания приводим вариант его выполнения.) Таким образом создаются условия для овладения учащимися фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текста. При любом способе организации работы накопление предметных знаний и совершенствование метапредметных умений идёт с синергетическим эффектом.

Форма работы: групповая, индивидуальная.
Прогнозируемый результат:

  • развитие умений работать с информацией, представленной в разном виде, — ключевых умений, являющихся основой совершенствования коммуникативных действий учащихся;
  • развитие у учащихся понимания непрерывности информации, своеобразия её освоения с точки зрения разных предметов;
  • выстраивание в ходе рефлексии выводов и умозаключений в правильной последовательности с выделением первостепенной, приоритетной, главной информации, которую необходимо освоить, трансформируя в устойчивые знания, и второстепенной, которая способствует расширению и углублению фоновых знаний учащихся.

ПРАКТИКА______________________________________________________________________________________________

Текст 1. МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ

Род Кутузовых известен ратной славой со времён Александра Невского. Генеральский чин имел отец Михаила Илларионовича. Сын превзошёл отца. Он стал генерал-фельдмаршалом, главнокомандующим русской армией и победил великого полководца Наполеона. До этого на долю М.И. Кутузова выпало три войны с турками. Дважды он был тяжело ранен, лишился нормального зрения.

Одной из главных черт Кутузова была осторожность, он был весьма предусмотрителен, рассчитывал стратегические действия на много ходов вперёд. Другой чертой Кутузова — человека и военачальника — была хитрость. Под маской благодушия и спокойствия у этого человека скрывался огромный темперамент. Натуре его свойственны были необыкновенная театральность, артистизм — с притворствами, игрой, лукавством. Это не бытовая хитрость, которая принимает вид ума, это род мудрости.

После Бородинского сражения на военном совете в Филях М.И.Кутузов принял непростое решение — оставить Москву без второго боя. Он произнёс знаменитые слова: «С потерею Москвы не потеряна Россия. Первою обязанностью поставляю сохранить армию… Знаю, ответственность обрушится на меня. Но жертвую собой для блага Отечества. Приказываю отступать».

История подтвердила правоту великого полководца. Он не допустил разгрома русской армии. Несмотря на большие потери, она осталась грозной силой, способной выдержать дальнейшую борьбу. Французы, покинув сожжённую и разграбленную Москву, вынуждены были отступать по разорённой Старой Смоленской дороге. Русская армия преследовала неприятеля. К концу декабря последний французский солдат покинул пределы России. Начался Заграничный поход русской армии по Европе до самого Парижа. М.И.Кутузов продолжал возглавлять армию.

А.С.Пушкин в журнале «Современник» так сказал о М.И.Кутузове: «Слава Кутузова неразрывно связана со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории. …Спаситель России. Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю; один Кутузов мог остаться в этом мудром и деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковую минуту; ибо Кутузов один отмечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал».

ЗАДАНИЯ
Предмет: русский язык (группа «филологи»)

1. Выпишите главные мысли каждого абзаца текста. Обратите внимание: если работа выполнена верно, то прочтение выписанных предложений позволит получить целостное представление об основном содержании текста.

Вариант выполнения задания:

Михаил Илларионович Кутузов — генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией.
Главные черты Кутузова — человека и военачальника — осторожность, предусмотрительность, хитрость.
После Бородинского сражения принял непростое решение — оставить Москву без второго боя ради сохранения армии.
Русская армия осталась грозной силой, способной выдержать дальнейшую борьбу.
«Слава Кутузова неразрывно связана со славою России…»

2. На основании данного текста вам необходимо подготовить презентацию — не более 5-7 слайдов. Какие опорные слова текста вы использовали бы в качестве подписи к слайдам? Восполните недостающие части работы (учащимся, в зависимости от уровня подготовки, предлагается вариант выполнения с большим или меньшим пропуском фрагментов; мы приводим его полностью):

1) род Кутузовых
2) сын превзошёл отца
3) Бородинское сражение
4) совет в Филях
5) французы покидают Москву
6) русская армия в Европе
7) А.С.Пушкин о Кутузове

3. Используя текст, подготовьте краткую информацию о М.И. Кутузове для сообщения в новостном выпуске на «Радио России». Продумайте, каким началом и заключением необходимо дополнить данную вам информацию.

Определите в своей группе того, кто сможет прочитать эту новостную информацию так, как это сделал бы профессионал, работающий на радио.

Вариант выполнения задания: начало, которое необходимо для текста выступления:

В 2012 году исполняется знаменательная дата в общественной и политической жизни России — 200 лет Отечественной войне 1812 года, которая стала событием национального и европейского значения.

Это была не просто война двух государств, двух армий — русской и французской. Против перешедшей границы России Великой армии Наполеона поднялся в тот памятный год весь русский народ. И очень скоро против Наполеона воевала вся страна — «просто война» превратилась в войну Отечественную.

Предмет: география (группа «географы»)

1. Почему М.И.Кутузов выбрал местом великого сражения Отечественной войны 1812 года Бородинское поле? Какие особенности его географического положения использовал полководец? Способствовали ли они победе русской армии? Для ответа на вопрос используйте информацию ретрокарт, иллюстраций и схем Бородинской битвы, а также сведения из Интернета. Ваш ответ должен быть информативным, но небольшим — 5-7 предложений.

Информационный материал для подготовки ответа:
Карта 1

Карта 2

Картосхема Бородинского сражения

Вариант выполнения задания (вариант начала ответа ученика):

Анализ ретрокарт, иллюстраций и картосхемы Бородинского сражения, а также сведений из Интернета, позволяет сделать выводы, объясняющие мотивы выбора М.И. Кутузовым Бородинского поля как самого удобного места для встречи с опытным и хорошо подготовленным противником.
Бородинское поле расположено в Можайском районе Московской области в 124 километрах от Москвы. Это территория Восточно – Европейской (Русской) равнины.
Местность холмистая, пересеченная значительным количеством небольших рек. Восточная часть Бородинского поля наиболее возвышенна.
Через село Бородино протекает река Колоча, которая впадает в реку Москву. Река, местами очень мелкая, имеет высокий, обрывистый берег на всем протяжении ниже села Бородино. Все эти детали были подробно изучены Кутузовым и учтены максимально.

2. Приведите несколько примеров известных вам географических объектов, ставших историческими после событий Отечественной войны 1812 года и окончания эпохи Наполеона в России и за рубежом. Подберите дополнительную информацию о географическом положении объекта (2-3 предложения).

Вариант выполнения задания:

реки: Неман, Березина, Днепр; населённые пункты: село Бородино, деревня Фили, Ватерлоо (деревня под Брюсселем, Бельгия), города Витебск, Вильно, Малоярославец; острова: Эльба и Святой Елены

Река Неман (в Литве — Нямунас)

Река Неман протекает по территории двух стран — Белоруссии и Литвы, а также — Калининградской области России. Берёт начало на южных склонах Минской возвышенности, впадает в Куршский залив Балтийского моря. Длина реки 937 км, имеет около 180 притоков, в нижнем течении судоходна.

Деревня Ватерлоо, Бельгия

Ватерлоо — деревня в Бельгии, расположенная в 20 километрах от столичного города Брюсселя, на большой дороге из Шарлеруа. Близ этой деревни произошло последнее крупное сражение армии Наполеона. Слово «Ватерлоо» хорошо известно популярно в мире: в Англии так называются крупнейший вокзал Лондона, большой мост и клуб любителей регби, а в США, Канаде и Австралии это имя носят несколько населённых пунктов.

Предмет: история (группа «историки»)

1. Расскажите об итогах сражения на Бородинском поле. Используйте ключевые слова: победа русской армии; первое поражение; огромные потери; непростое решение; судьба Москвы.

2. В чём заключалась историческое значение решения М.И. Кутузова сдать Москву французам? Достаточно ли вам материала текста для ответа на вопрос? Используйте информацию, которую найдёте в различных источниках.

Текст 2. Наполеон Бонапарт

Наполеон Бонапарт — одна из самых ярких фигур всемирной истории XIX века, человек необыкновенной судьбы.

Сын мелкого дворянина, он учился в Парижской военной школе. Его отличали хорошие способности и большая целеустремлённость. Наполеон был замкнут и угрюм, раздражителен и самоуверен. Практически не имея друзей, он с рвением занимался учёбой. Науки давались ему легко. Он любил математику, историю, географию.

В 16 лет он — младший лейтенант артиллерии, в 24 года — уже генерал. Спустя несколько лет он совершает государственный переворот и становится императором Франции.

Решив завоевать мир, Наполеон вёл войны против многих стран Европы. Война была настолько его стихией, что, когда он готовил её и вёл, то всегда производил впечатление человека, живущего полной жизнью.

В Наполеоне не было жестокости как страсти, но он был совершенно равнодушен к людям, в которых видел лишь средства и орудия для достижения своих целей. Власть и слава были его основными страстями. В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира… Остаётся Россия, но я раздавлю её», — говорил он перед вторжением в Россию.

В планах Наполеона было продолжение пути через Россию дальше, на Восток: «…Разве невозможен доступ к Гангу для армии французов, а Ганга достаточно коснуться французской шпагой, чтобы обрушилось здание величия Англии».

Поход в Россию в 1812 году привёл к гибели «великой армии». Империя Наполеона рухнула, он отрёкся от престола, был сослан на остров Эльба в Средиземном море. Свои дни он закончил под стражей англичан на острове Святой Елены в Атлантическом океане.

Для Франции Наполеон остался национальным героем. Притягательная сила его необыкновенной судьбы ещё долго будоражила умы. Личность Наполеона была очень популярна в Европе и в России. На столе у пушкинского Онегина стоит «столбик с куклою чугунной» — это бюстик Наполеона. Его любили и ненавидели, обожествляли и считали убийцей и злодеем.

Наполеон обладал выдающимися качествами как полководец и государственный деятель. «Мы все глядим в Наполеоны…», — писал А.С.Пушкин в «Евгении Онегине», когда Наполеона уже не было в живых. Знаменитые писатели и поэты: Гёте, Байрон, Мицкевич, Лермонтов, Тютчев, Достоевский, Толстой в своих произведениях восхваляли и низвергали Бонапарта. Достаточно привести следующие примеры, чтобы убедиться в правоте сказанного:

Два демона ему служили,
Две силы чудно в нём слились:
В его главе — орлы парили,
В его груди — змеи вились…

Ф.И.Тютчев. «Наполеон»

— Вот башни полудикие Москвы
Перед тобой, в венцах из злата,
Горят на солнце… Но, увы…
То — солнце твоего заката!

Байрон. «Бронзовый век»

ЗАДАНИЯ

Русский язык: (группа «филологи»)

1. «За двумя зайцами погонишься…» — научишься понимать то, о чём читаешь.
Именно так, перефразируя известную русскую пословицу, можно сказать об этом задании. В нём две составные части: план текста и тезисы — положения, кратко излагающие содержание предлагаемого текста.

Ответ оформите в виде таблицы, например:

Вариант выполнения задания:

2. Перечитайте ещё раз предложения текста, в которых говорится об особенностях характера, свойствах личности Наполеона. На основе этих предложений составьте своё — сколь угодно развёрнутое, но единственное — о личности Наполеона.

Вариант выполнения задания:

Наполеон Бонапарт был неординарным, хорошо образованным, умным и мудрым человеком и полководцем, обладавшим рядом положительных и отрицательных качеств, среди которых — любовь к самым интересным наукам о природе, человеке и обществе, удивительным образом сочетавшаяся с полной нелюбовью и равнодушием к людям, помогавшим ему осуществлять грандиозные планы становления властелином всего мира.

3. Подумайте и ответьте, есть ли хоть что-то положительное в приходе французской армии во главе с императором Наполеоном Бонапартом в Россию?
Продумывая ответ на этот вопрос, обратите внимание на слова и словосочетания, которые могут вам помочь: крепостное право, свобода, жить лучше, заграничные походы, образ жизни европейцев.

Вариант выполнения задания:

Наполеон для России — отрицательный герой, с которым ассоциируется страшное слово «война». В Россию он шёл в поисках власти и славы, дающих ему ощущение счастья.
Однако именно Наполеону суждено было показать русскому народу, как унизительно крепостное право, как важно обрести личную свободу. В заграничных походах русские солдаты увидели образ жизни европейцев и поняли, что жить можно и нужно лучше.

Предмет: география (группа «географы»)

1. Почему остров Святой Елены стал последним приютом для Наполеона? Какие его особенности способствовали этому? Внимательно изучите карту, фотографии, текст, обратите внимание на время постройки Суэцкого канала. Что можно сказать о сегодняшнем статусе острова? Ответ представьте в виде текста телевизионного репортажа.

Вариант выполнения задания:

Остров Эльба, Италия

Эльба — остров, расположенный в 20 км от берега Лигурийского моря, самый большой в Тосканском архипелаге и третий по площади в Италии после Сицилии и Сардинии. В течение 9 месяцев и 21 дня здесь находился в ссылке Наполеон, и его пребывание на Эльбе стало основанием для появления известного в английском языке палиндрома: «Able was I ere I saw Elba» (примерный перевод: «Мог всё я, прежде чем я увидел Эльбу»).

Остров Святой Елены

Мы находимся с вами на острове Святой Елены, известном всему миру как место, где провёл последние шесть лет своей жизни великий император Франции Наполеон Бонапарт. Он умер в 1821 году, за 48 лет до открытия Суэцкого канал (17 ноября 1869 г.).
Почему же именно этот остров был выбран английским правительством для пожизненной ссылки этого неординарного во всех отношениях человека?
Расположенный в Атлантическом океане, к западу от африканского побережья, остров отличается удивительной красотой и спокойствием. До постройки Суэцкого канала, остров представлял собой важный стратегический пункт для кораблей, идущих в Индийский океан. Для парусного флота времён Наполеона расстояние от Англии до острова измерялось, приблизительно, 2-3 месяцами пути. Это устраивало всех, кто боялся осложнений в политической жизни Европы, а повод для опасения был: появление Наполеона во Франции могло вызвать новое восстановление империи и новую всеевропейскую войну…
Уже вследствие своего положения в океане и отдаленности от суши остров Святой Елены гарантировал невозможность возвращения Наполеона. Наверное, именно это и стало основанием для появления известного в английском языке палиндрома: «Able was I ere I saw Elba».
Сегодня остров является английским владением в Атлантике. Официальным языком в стране является английский. Во главе государства стоит английская королева.
Промышленное производство в стране практически отсутствует. Население занято в основном в строительной отрасли, занимается также переработкой рыбы, ремесленным производством мебели и других изделий из дерева, плетением кружев и канатов.
Основной достопримечательностью островов Святой Елены является музей ссылки Наполеона Бонапарта. Туристическая деятельность островитян в большой степени основана именно на этом факте истории. Место, где Наполеон жил и долина, в которой он был похоронен, являются территорией Франции.

Предмет: история (группа «историки»)

О каких важнейших событиях XIX века говорится в следующем абзаце текста:

В планах Наполеона было продолжение пути через Россию дальше, на Восток: «…Разве невозможен доступ к Гангу для армии французов, а Ганга достаточно коснуться французской шпагой, чтобы обрушилось здание величия Англии».

Прокомментируйте слова Наполеона, привлекая свои знания истории и географии.

Вариант выполнения задания:

Великие географические открытия безмерно расширили географический кругозор европейцев.
Несмотря на свое удобное островное положение, Англия не была в числе лидеров в начале эпохи Великих географических открытий.
В XIX веке буржуазная революция вывела Англию на арену борьбы за колониальное, торговое и морское господство. Колониальные интересы Англии сталкивались во всем мире с колониальными интересами Франции. В торговых войнах с Францией Англия обладала рядом преимуществ. Англия стала повелительницей Индии. Сильная коалиция в составе Франции, Голландии и Испании выступила против Англии. После поражения наполеоновской Франции английские колонизаторы завершили завоевание Индии. Борьба за захват еще не поделенных территорий и за укрепление Британской империи являлась в эти десятилетия стержнем английской внешней политики.
Вот почему Наполеон говорит о Ганге — главной реке Индии, сказочной страны, о завоевании богатств которой мечтали многие европейцы, а удалось завоевать англичанам, непримиримым противникам Наполеона. Императора не оставляет мысль добраться до далёкой английской колонии, коснуться её французским мечом, чтобы разрушить господство Англии, овладеть ещё одним регионом мира.

ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА

Война началась в ночь на 12 июня 1812 года, когда армия Наполеона перешла реку Неман. В «великой армии» французского императора Наполеона Бонапарта числились солдаты из многих европейских стран.

Первым крупным сражением Отечественной войны 1812 года стала битва под Смоленском. Здесь русским войскам пришлось отступить, что вызвало сильное волнение и в войсках, и у всего русского народа. Император Александр I назначает на пост главнокомандующего М.И. Кутузова. «Пришёл Кутузов — бить французов!» — с радостью говорили русские солдаты. Они хорошо знали и любили его, ведь М.И. Кутузов был учеником и соратником А.В. Суворова.

Опытный полководец понимал, что для поднятия боевого духа необходимо дать генеральное сражение, и принял решение дать его на поле около села Бородино.

Бородинская битва стала одной из крупнейших в истории русских войн. Наши солдаты показали образцы мужества и отваги, сражаясь с французской армией. Император Наполеон сам приехал на линию огня, чтобы наблюдать ситуацию. Он видел, как отчаянно бились его воины, и понимал, что для сокрушительного удара по русским войскам у его армии нет сил. Позднее, оценивая Бородинскую битву, Наполеон напишет: «Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех… Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

После Бородинского сражения русская армия стала грозной силой. Солдаты и офицеры ждали нового боя и готовы были умереть, но не пустить захватчиков в Москву.

Москве Наполеон придавал особое значение. Он говорил своим верным маршалам: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».

К армии Наполеона с запада подходили новые дивизии, и М.И. Кутузов принял историческое решение — оставить Москву французам, отступить с целью сохранения численности и боеспособности русского войска. Вместе с армией Москву покинули и москвичи. По дороге из Москвы шли войска, а по обочинам — пёстрая толпа: это жители Москвы от мала до велика уходили из родного города.

Безлюдный город оказался ловушкой для французов. Наполеон отдал Москву на разграбление своим солдатам. Запасы пищи вскоре были уничтожены. В городе начались пожары и чудовищное мародёрство, а сами чужеземцы — голодные, замёрзшие, забиравшие в домах не только драгоценности, но и обувь и бельё, одетые в женские шубы и салопы, пытаясь спастись от надвигающихся русских морозов, превратились в жалкое зрелище. Это была толпа, обречённая на поражение.

Наполеон покидает Москву. Не дождавшись предложений о мире, он отправляет к Кутузову опытного дипломата с предложением о заключении мира. М.И. Кутузов отверг это предложение. На Калужской дороге, у села Тарутино, русские войска готовятся встретить отступающую армию французов и дать им ещё один бой. Неподалёку от старинного городка Малоярославца состоялось сражение, после победы в котором русская армия полностью перехватила инициативу в военных действиях. Французы буквально уносят ноги из России, Наполеон покидает остатки своей армии и тайно уезжает в Париж. Об этом факте историк Н.М. Карамзин сказал: «Наполеон бежит зайцем, пришедши к нам тигром».

ЗАДАНИЯ
Предмет: история (группа «историки»)

1. История страны хранит память о двух Отечественных войнах — 1812 и 1941–1945 годов. Из имеющихся дат, имён, сражений составьте историческую справку, сопоставив две важнейших эпохи в жизни России, заполните таблицу «Отечественные войны в России». (Ячейки таблицы с текстом серого цвета в задании пусты.)


Комментарий для учителя: список, данный после таблицы, может быть для учащихся сокращён, чтобы часть информации они восполнили, опираясь на собственные знания.

Материал для работы: январь 1942 года — немцы отступили от Москвы; герои Брестской крепости; 12 июня 1812 — декабрь 1812 года; 1814 — 1815 годы — Венский конгресс; 6 июля 1812 года — манифест о создании московского ополчения; 26 августа 1812 года — Бородинское сражение; 5 декабря 1941 года — начало контрнаступления наших войск; 7 октября 1812 года — французы покидают нашу столицу; 1813 — 1814 годы — заграничный поход русской армии; 2 июля 1941 года — народное ополчение в Москве; 1941 — 1942 годы — Московская битва; Денис Давыдов, М.И. Платов, Н.Н. Раевский, братья Тучковы; 22 июня 1941 — 9 мая 1945 года; октябрь 1944 года — бои за пределами России; герои-молодогвардейцы, Зоя Космодемьянская; капитуляция Германии, Нюрнбергский конгресс; М.И. Кутузов, П.И. Багратион, М.Б. Барклай де Толли; 1944 — май 1945 года — бои в Европе; Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, И.Д. Черняховский; 28 панфиловцев, В.В. Талалихин, Н.Ф. Гастелло; 2 сентября 1812 года — вступление французов в Москву; манифест Александра I, объявление о полной ликвидации французского нашествия.

Ответ: см. таблицу (ячейки серого цвета).

Предмет: русский язык (группа «филологи»)

1. Какой абзац текста необходимо дополнить следующей информацией?

Французы составляли меньше половины, остальные участники сражений — европейцы: австрийцы, пруссаки, саксонцы, итальянцы, бельгийцы, поляки, датчане.

Ответ: Этот фрагмент должен завершать содержание первого абзаца, где речь идёт о составе «великой армии» французского императора Наполеона Бонапарта.

2. Используя знание российской истории, дайте краткое толкование известной метафоры Наполеона:

«Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».

Ответ оформите в виде опорного конспекта, схемы, таблицы.

Вариант выполнения задания:

3. Выпишите из текста устойчивые выражения.

Вариант выполнения задания:
От мала до велика, уносят ноги, перехватить инициативу, линия огня…

4. Восстановите предложения. В какой части текста, на ваш взгляд, они должны находиться?
Тяжелейшая и кровопролитная война закончилась полной ________ _________. _________ армия торжественно вступила в _________. _________ Наполеона рухнула.

Вариант выполнения задания:
Тяжелейшая и кровопролитная война закончилась полной победой России. Русская армия торжественно вступила в Париж. Империя Наполеона рухнула.

Эти предложения должны быть последними в тексте, поскольку они подводят итог всему сказанному.

5. Резюме — слово, пришедшее из французского языка. Оно означает краткое изложение сути написанного, сказанного.

Прочитайте третий абзац текста и составьте резюме.

Вариант выполнения задания:
1) Бородинская битва стала одной из самых героических в истории русских войн, и наши солдаты проявили в ней образцы мужества и отваги.
2) Наполеон, оценивая это сражение, сказал, что французы показали себя достойными стать победителями, а русские заслужили право считаться непобедимыми.

6. Вспомните и запишите названия литературных произведений, рассказывающих о героических событиях Отечественной войны 1812 года.

Вариант выполнения задания:
Л.Н. Толстой. «Война и мир»; М.Ю. Лермонтов. «Бородино», «Два великана»; В.А. Жуковский. «Бородинская годовщина»; А.С. Пушкин. «Полководец», «Евгений Онегин» (строки из 7 главы); И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»; Д. Давыдов. «Партизан», «Бородинское поле».

Предмет: география (группа «географы»)

1. Как отразились в топонимике Москвы события Отечественной войны 1812 года? Приведите известные вам примеры. Используя дополнительные источники информации, подготовьте краткое сообщение о героях (событиях).

Ответ:
Кутузовский проспект, проезд, переулок; мост «Багратион», Багратионовский проезд; улица 1812 года; станции метро: Фили, Багратионовская, Филёвский парк, Кутузовская, Тушинская; улица Барклая; улица Дениса Давыдова; улица генерала Ермолова; улица генерала Дорохова; улица Неверовского; улица Раевского; Платовская улица; Сеславинская улица; улица Василисы Кожиной; улица Герасима Курина; Дорогомиловская улица; Тучковская улица; улица П.И. Пестеля; улица А.А. Алябьева.

Пример оформления работы:

Кутузовский проспект — одна из важнейших транспортных магистралей столицы. Во время Отечественной войны 1812 года здесь, в деревне Фили, состоялся военный совет под руководством М.И. Кутузова. Рядом с местом, где стояла знаменитая изба, на Кутузовском проспекте был открыт музей-панорама «Бородинская битва». Кутузовский проспект — историческая дорога на Можайск, Смоленск и другие города на западе от Москвы.

С древних времён триумфальные арки возводились в честь полководцев, одержавших великие победы. Эта традиция сохранялась на протяжении нескольких веков. Во многих странах победители, вернувшиеся из похода, входили в город через специально сооружённые по этому случаю триумфальные ворота. Триумфальная арка на Кутузовском проспекте была открыта в 1814 году к возвращению русской армии из победного похода по Европе во Францию.

___________________________________________________________________________________________________________

Примечание: автор выражает искреннюю признательность за помощь и консультации учителю географии МОУ СОШ № 18 г. Сочи Елене Николаевне Давыдовой.

 

ТЕКСТ КАК РОЖДЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ МЫСЛЕЙ: 9 комментариев

  1. Присоединяюсь ко всем позитивным отзывам коллег на статью Ирины Добротиной. Отметим великолепный и эффектный визуальный ряд и четкость методических рекомендаций…
    В статье уважаемого автора и отзывах коллег смущает только одно обстоятельство — синонимизация (если проще — смешение или подмена) понятий «текст» и «информация». Они, безусловно, не чужие друг другу, но в дискурсе этой темы — два принципиально разных продукта: продукт культуры (текст) и продукт цивилизации (информация).
    Принципиально важно показать, как в процессе целенаправленного обучения школьники переходят от восприятия информации к восприятию текста и, как следствие, созданию собственных смыслов…

  2. Огромное спасибо за педагогическую идею. Такая форма работы актуальна и для интегрированных уроков английского языка и истории, литературы, МХК и других так как она позволяет в интересной форме расширить словарный запас обучающихся и активизировать их мыслительную деятельность.
    С уважением, Марина

  3. Огромное спасибо за методические рекомендации, будем разрабатывать задания для для группы филологов-англичаню

    С уважением, Марина

  4. Очень интересный подход предложен Ириной Добротиной по содержательному анализу, переработке и использованию текстовой информации на уроках.
    После подобного преобразования информации и объяснения учителя, учащиеся способны выполнять работу самостоятельно, не говоря уже о таких традиционных формах, как схема, таблица, план, график. Создание собственных текстов определённого вида и с конкретной целью, выбор оптимальных форм преобразования информации — всё это положительно сказывается на образовательной деятельности учащихся и расширяет их возможности.
    Учитель создаёт условия, необходимые для формирования учебно-познавательной компетентности, предполагающей решение личностно и социально значимых проблем за счёт привлечения знаний и навыков по добыванию, переработке и применению информации, а вдумчивое, внимательное и критическое отношение к тексту является важным качеством в условиях постоянно расширяющегося информационного пространства.
    Большое спасибо за примеры заданий для работы с текстом. Я думаю, что это актуально и необходимо в повседневной работе учителей, независимо от той дисциплины, которую они преподают.

  5. Ирина, ваш материал полезен и интересен. Я лично столкнулась с проблемой: как научить ребят работать с информацией, обрабатывать ее и доносить до адресата, ведь важно учить работать с информацией еще в школе. Наши дети могу все, но чаще не могут элементарного — не умеют работать с текстом, не имеют навыков самостоятельно писать, формулируя собственные взгляды, обрабатывая систему доказательств, аргументацию, уточняя собственную позицию. Этим умением обладают единицы. Им легче освоить компьютер, но понять и осознать прочитанное сложнее, чем нам с вами. Причин много, одна из них, и, пожалуй, главная, нежелание читать. Мы знаем, что требования государственного стандарта формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданную тему, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способности, речевой культуры и общей культуры учащихся.
    Особую роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. В связи с этим работа с текстом становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Обязательно воспользуюсь вашим материалом. Спасибо. Хаердинова Юлия

  6. Большое спасибо за примеры заданий для работы с текстом. Чрезвычайно актуально и необходимо в повседневной работе учителей и преподавателей, независимо от той дисциплины, которую они преподают. Посоветуйте, где ещё можно познакомиться с Вашими публикациями по заданиям? Спасибо!

    • Ольга, спасибо за добрые слова. Сфера моих профессиональных интересов — лингвистика, публикации есть в журнале «Русский язык в школе», «Русский язык»(приложение «Первое сентября»). Надеюсь продолжить сотрудничество с замечательным коллективом авторов журнала «Просвещение. Общественные науки».

  7. Ирина, большое спасибо за методические рекомендации и интересный практический материал. Актуально и ценно.
    С уважением, Ирина.

Комментарии запрещены.