БЫТЬ ПРИЧАСТНЫМИ К ДЕЛАМ ВЗРОСЛЫХ

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 2.



С 2000 года в Российской Федерации проводится Всероссийская Акция «Я — гражданин России» под эгидой Министерства образования и науки РФ, в рамках которой учащиеся разных регионов разрабатывают и реализуют социальные проекты «Гражданин». Сначала проекты представляются на школьном уровне, затем на муниципальном, лучшие из них — на региональном. По три наиболее успешных и технологичных проекта от региона отправляются решением органа управления образованием субъекта РФ на федеральный этап. На сегодняшний день в рамках Акции реализовано на разных уровнях более 60 000 социальных проектов школьников.

Всероссийская акция «Я — гражданин России» проводится уже 12 лет — срок немалый, но интерес к ней не ослабевает. Акция пользуется большой популярностью не только у детей, но и у учителей. Увлечение социальными проектами стало массовым, участники акции объединяются, и это объединение превращается в своего рода движение школьной молодёжи. Сегодня во Всероссийской Акции участвуют не только школы, но и учреждения системы дополнительного и даже дошкольного образования.

Первые шаги в России проект «Гражданин» сделал в Самарской области в 1998 году. Школьники под руководством учителей, которые предоставили им максимальную самостоятельность, разработали социальные проекты, с помощью которых решали ту или иную важную для социума проблему. Например, не всегда муниципальные органы способны удовлетворить насущные потребности граждан. В Самаре для коммунальщиков оказалась непосильной задача привести в порядок городской пляж. Решено было не только очистить пляж от мусора, установить там скамейки и урны, но и сделать плакаты, призывающие к соблюдению чистоты. Берясь за эту работу, ребята с самого начала понимали, что дело серьёзное, и ничего не добьёшься, если не привлечёшь к нему внимание местных властей, предпринимателей, депутатов, юристов, экспертов. Важно не только расчистить пляж, но изменить ситуацию в целом, обратить внимание государственных и общественных структур на данную проблему. Круг вопросов, на которые обращали внимание школьники в своих проектах, очень широк (по методике проектирования обязательным этапом является изучение командой проблем местного сообщества и школы, а затем выбор для проекта наиболее актуального с точки зрения участников направления): экология, благоустройство, пропаганда здорового образа жизни, сохранение традиций и культуры, забота об исторической памяти, гражданская инициатива и предприимчивость, патриотизм и многое другое.

В этом году из регионов было прислано около 120 работ, из них отобрано 19 наиболее интересных и соответствующих требованиям проектов. Темы подростки выбирают разные, но всегда животрепещущие, волнующие многих людей. Немало проектов посвящено экологической проблеме. Судя по работам, их авторы сильно встревожены состоянием окружающей их природы, кажется, порой даже больше, чем взрослые. Тема экологии во многих работах часто переплетается с краеведческой и историко-просветительской. В таком случае авторы стараются решить две задачи.

Группа учеников из школы посёлка Струги Красные Псковской области поехала в туристическую поездку по своему краю. Их удивила и поразила красота этих мест. Но больше всего ребят потрясло запустение, жалкое состояние как памятников истории, так и уголков природы. Они увидели заброшенный, заросший, замусоренный Никольский источник и полуразрушенную часовню. Им захотелось всё это былое великолепие привести в порядок. Проект «София» они решили реализовать своими силами. Нужно было очистить от мусора, сорняков и мелких кустов тропинку, ведущую к роднику. Здесь им помогло Сосновское лесничество, и дети с помощью родителей скосили ненужную траву и ещё выкорчевали кустарники. Пришлось совершить несколько трудовых десантов. Отремонтировали крышу часовни, покрасили стены, восстановили беседку. Оформили стенд. Помогал им священник храма святых мучениц Веры, Надежды и Любови. Теперь сюда приезжают ученики из других школ.

Школьники из села Дедуровка Оренбургской области обратились к экологической теме. Для них стало делом чести восстановить парк в центре села. Он практически погиб. Деревья, которые сажали их бабушки и дедушки более полувека назад, превратились в сухостой. Не осталось ни одного здорового дерева. И хотя ребята пытались подсаживать новые саженцы, те гибли. Перед тем, как сделать план парка, школьники продумали, какие деревья будут сажать. Выбрали: липу мелколистную, каштан, лиственницу европейскую, иву белую, дуб, пирамидальный тополь и другие породы. Но прежде изучили особенности каждой, чтобы они были пригодны для местных природных условий. За содействием обратились к депутатам Дедуровского совета. В своём письме ученики предложили полную реконструкцию парка. И им для этого, разумеется, нужны определённые средства. Надо купить саженцы, привлечь технику для выкорчёвки корней. Депутаты согласились. Потом заключили договора с несколькими предприятиями: это «ЭкоДизайнСтрой», ООО «Стимул», ООО «Уралдомстрой». Заложив парк, обратились в сельский совет с просьбой присвоить ему название — «Парк Победы».

Этот год проходит под знаком «Года российской истории». И, конечно, часть проектов посвящена этой теме. Ученики московской школы № 1298 назвали свой проект «Памятнику в Куркино быть». Они живут в новом районе Москвы — Куркино. Изучая историю своего края, а именно период Отечественной войны 1812 года, школьники неожиданно узнали, что из Куркина, тогда небольшой деревеньки, ушли на войну с наполеоновскими солдатами 25 крепостных крестьян и отличились в боях.

Тогда и возникла идея поставить памятник своим землякам-героям, награждённым серебряной медалью «1812 годъ». Ребят восхитил героизм этих 25 крестьян, это редкий случай, чтобы воины из одной деревни получили одну из самых почётных наград войны 1812 года. Из документов школьники узнали, что ни в одной деревне Московского уезда подобного не было.

ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА
XII ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ
«Я — ГРАЖДАНИН РОССИИ»
В 2012 ГОДУ
Цель Акции
Акция проводится с целью вовлечения молодых граждан в общественно-полезную деятельность, формирования у них активной гражданской позиции, содействия становлению гражданственности молодого поколения, формирования ценностей демократии, толерантности и патриотизма.
Задачи Акции
– привлечение внимания обучающихся к решению актуальных социальных проблем местного сообщества;
– освоение обучающимися разнообразных форм поиска, обработки и анализа разнородной информации, приобретение навыков обсуждения и выбора путей решения проблемы, умений эффективного сотрудничества в команде;
– приобретение обучающимися умения социального сотрудничества, конструктивного взаимодействия с группами граждан, представителями различных уровней власти и общественных организаций;
– выявление и поддержка лучших проектов, педагогических инициатив в области социального проектирования;
– содействие профессиональному развитию педагогов в области гражданского образования и проектной деятельности;
– содействие социальной адаптации, формированию патриотических чувств и гражданской ответственности обучающихся.
Тематика конкурсных проектных работ
1. Решение актуальных проблем образовательного учреждения.
2. Благоустройство своей малой родины.
3. Конструктивное решение актуальных проблем местного сообщества.
4. Творческий подход к решению актуальной экологической проблемы.
5. Пропаганда здорового образа жизни.
6. Высокая духовность и патриотизм.
7. Пропаганда межкультурного взаимодействия и культуры мира.
8. Забота о сохранении традиций и культурного разнообразия различных этносов.
9. Гражданская инициатива и предприимчивость.
10. Забота о безопасности граждан родной местности.
11.Восстановление исторической памяти.
12. Волонтёрская деятельность (организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ветеранами войны и труда, с учащими младшего возраста и др.).

Авторы проекта поставили перед собой цель: поставить памятник ополченцам 1812 года на добровольные пожертвования граждан. Объединившись, жители района Куркино смогут сообща увековечить память земляков.

Для установки памятного знака был выбран природный парк, расположенный недалеко от Машкинского ручья. Живописная местность станет прекрасным обрамлением для памятного знака, который будет выполнен из гранита красного и тёмно-серого цветов с бронзовыми элементами (крест, герб, медаль с лентой). Консультировал ребят руководитель художественного музея школы № 1298, член Союза писателей Виктор Коростышевский вместе с учителем технологии Натальей Маркеловой. Уже готова проектная документация. Стоимость памятника составит около 2 млн рублей. Поставить его подростки намерены на пожертвованные средства. Уже собрано 300 тыс. рублей. К началу мая этого года изготовлены бронзовые детали памятника, которые пока находятся в школьном музее.

Ещё одна тема, которую авторы довольно часто рассматривают в своих проектах — это милосердие, помощь больным, пожилым, а также детским домам.

Школьники из Томской области назвали свой проект «Служба милосердия». Они обратили внимание на то, что в их большом селе Первомайское много беспомощных пенсионеров и участников Великой Отечественной войны, и решили им помочь. Написали письма представителям власти и даже прокурору. Те одобрили их проект и обещали поддержку. Объявили через газету «Томский пенсионер» о создании бесплатной «Службы милосердия», в которую каждый пенсионер может прийти со своими нуждами. В их адрес поступило много добрых отзывов, о чём написала местная газета в заметке «Спасибо за милосердие».

А вот супруги Нечай — ветеран Великой Отечественной войны Пётр Степанович и его супруга, труженица тыла Елена Болеславовна — сами пришли в редакцию, чтобы сказать спасибо школьникам. «Они нас навестили ещё перед 9 Мая, — рассказали пенсионеры. — Расспрашивали о войне, о боях, о работе в тылу». А ещё получили благодарственное письмо от настоятеля прихода Святотроицкого храма села Первомайское отца Владимира. «Вы на правильном пути, — писал он, — я со своей стороны обещаю вам всяческую поддержку».

Как уже говорилось, ряды участников Всероссийской Акции «Я — гражданин России» постоянно пополняются. Ребятам нравится участвовать во взрослой жизни, помогать социуму решать какие-то важные проблемы, которые давно беспокоят местное население. Им нравится быть причастными к делам, которые приносят ощутимую пользу людям, живущим рядом.

Маргарита КУРГАНОВА,
корреспондент «Учительской газеты»

БЫТЬ ПРИЧАСТНЫМИ К ДЕЛАМ ВЗРОСЛЫХ: 5 комментариев

  1. 18 декабря в МОУ СОШ № 110 Кировского района г. Волгограда состоялась районная старт-акция Всероссийской Акции «Я-гражданин России».

  2. Действительно здорово, что существует такая Акция «Я — гражданин России». Она, прежде всего, помогает формировать у молодых граждан России осознанной и ответственной гражданской позиции, основ правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности, развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком, соблюдая при этом моральные и правовые нормы, социальной активности и заинтересованного участия в общественной жизни.
    И что интересно акция остается не только на словах, а на деле. Причем это дело чаще всего реализовано в школе, микрорайоне, городе (поселке, деревне). Также работа над проектом привлекательна тем, что в нем могут участвовать школьники как основного, так и старшего звена, она на практическом материале дает возможность молодежи освоить технологию проектной деятельности, столь необходимую сегодня для приобретения функциональной грамотности. Работа по реализации проектов позволяет объединять на конкретном деле школьников, педагогов, родителей и чиновников, что немало важно. Эти творческие мини проекты, направлены, прежде всего, на решение конкретных проблем своего района, города (поселка, деревни).
    Итогом работы становится формирование у школьников базовых элементов социальных и гражданских компетентностей, позволяющих интегрировать знания, умения, ценностные установки и выработку собственной гражданской позиции.

  3. Благодаря таким акциям, как «Я — гражданин России!», мы закладываем в школьника азы высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Школьники получают возможность не только самореализоваться, но и «воплотить в жизнь» свои проекты — мечты. Такого рода акция позволяет добровольно принять участие в решении актуальных социальных вопросов на уровне школы, микрорайона, найти и предложить свой вариант решения проблемы с привлечением властных структур и лично принять участие в из реализации.Это важный путь становления гражданской позиции школьников. У каждого ученика, да повторюсь, у каждого, который принимает участие в данной акции, формируется патриотические чувства. Тут же переплетается и осознание учеником роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
    В заключении хотелось бы сказать, школа способна этому содействовать, но всё таки важным фактором в осуществлении всего, что мы в итоге представляем в идеале, должна базу заложить и семья!

  4. Как хорошо, что существуют такие замечательные акции. Это особенно актуально в наше время, когда дети видят столько насилия. Очень важно детей вовлекать в такие акции. Если они с малого возраста будут делать добрые дела и приносить пользу обществу, то и во взрослой жизни будут продолжать. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Все мы живём на планете Земля, но у каждого есть своя Родина. Каждый гражданин должен знать прошлое своей страны. Важно не только знать прошлое, но и сохранить то, что осталось для будущих поколений. Принимая участие в таких акциях дети соприкасаются с тем, что осталось нам в наследство от прошлых поколений. И хочется верить, что ни у кого не поднимется рука, чтобы это разрушить.
    Воспитание гражданина своей страны – одно из главных условий возрождения нации. Если дети будут принимать участие в таких акциях, то у нашей страны есть будущее. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее».

  5. Это здорово, что существует такая Всероссийская Акция «Я- гражданин России». Воспитание высокой духовности, патриотизма являются важнейшими задачами современного общества. И как это важно, когда ребенок сам непосредственно соприкасается с историей своей страны, сопереживает, участвует в исторических процессах.
    В 2011 году в связи с передачей военного городка в поселке Филино Приморского края муниципальными властями было принято решение о переносе останков девяти бойцов 199 мотострелкового полка, погибших во время боев на острове Даманский. Останки решили перенести из села Филино, где мемориал практически пришел в негодность, на городское кладбище Дальнереченска. Конкурс на строительство мемориала выиграл вяземский предприниматель Яценко Олег Аркадьевич. Но это была победа всего города Вяземского. Наверное не было семьи, которую бы не затронуло это событие, в школах прошли памятные мероприятия посвященные подвигу наших воинов. И когда наконец мемориал был построен, на его открытие поехали лучшие ребята клуба «Отечество». Нам есть чем гордиться!

Комментарии запрещены.