Курс географии в советской, а теперь российской школе всегда имел особое образовательное, развивающее, воспитательное значение. Это единственный школьный предмет, в котором органично сочетаются компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания, реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, развитие компьютерной информационной грамотности, стремление к экологической безопасности — важнейшие компетенции, формирующие современную культуру молодого поколения.
Инновационная предметная линия учебников серии «Сферы-География» для 5–9 классов общеобразовательных учреждений разработана на основе ФГОС основного общего образования с учётом Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлена на достижение учащимися соответствующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Важной особенностью данного предметного курса является его направленность на формирование мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся. При построении курса использованы следующие основные ориентиры:
- формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);
- понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;
- понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
- приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем;
- формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.
Планируемые личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; сформированные личностные представления о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире.
Достижение этих результатов в основном обеспечивает завершающий базовое географическое образование в основной школе курс «Россия: природа, население, хозяйство». Он предназначен для формирования географического образа нашей страны во всем её многообразии и целостности. В учебнике 8 класса даётся оценка огромных размеров территории России как важнейшей части национального достояния, объекте законной гордости россиян и оценка географического положения как важнейшего потенциала для интеграции в мировое экономическое пространство и систему мировых транспортных коридоров. Введена также тема «Россия в мире», вводится понятие «государственная территория России», что даёт учащимся возможность ориентироваться в комплексе сложных территориально-межгосударственных проблем и вопросах национальной безопасности, часто обсуждаемых в СМИ.
Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Практически всё содержание курса географии позволяет формировать экологическое сознание. Во всех учебниках линии широко представлены отдельные параграфы и части параграфов экологической тематики. Это, например, «Экологические кризисы в истории человечества», «Человек и атмосфера», «Человек и гидросфера», «Человек и литосфера», «Экологические проблемы в биосфере», «Особо охраняемые природные территории», «Всемирное природное наследие» и многие другие.

Избранный авторами линии страноведческий подход предоставляет возможность комплексного рассмотрения окружающего мира как среды обитания человека, представляющей собой целостную, но и дифференцированную природную систему, воздействующую на особенности жизни и хозяйственной деятельности людей. Это позволяет формировать у учащихся способность видеть, понимать и оценивать сложные взаимосвязи между людьми, территорией и природной средой.
В учебниках, электронных приложениях и других компонентах УМК разработана «глубоко эшелонированная» система интерактивных моделей и практических заданий экологической проблематики — от тестов до творческих работ и проектов по улучшению местной экологической ситуации.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Рубрика учебников «Вопросы для обсуждения» предполагает организацию дискуссий, что способствует формированию умений вести аргументированный спор, обосновывать свою точку зрения. Ряд практических работ в тетради-практикуме и электронных приложениях к учебникам предусматривает работу в группах, способствует развитию коммуникативных компетенций, умения взаимодействовать в коллективе, решать общие (поставленные перед группой) задачи, обобщать и интерпретировать данные группы, оценивать свой вклад и место индивидуальных результатов.
Планируемые метапредметные результаты
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Большая часть разворотов (параграфов) учебников даёт учителю возможность организации антиципации (предвосхищения) активного поиска знаний учащимися. Выполняя задания, сформулированные в рубрике «Мои географические исследования», учащиеся выбирают пути достижения поставленной цели и, самостоятельно организуя ход выполнения исследования, решают соответствующую учебную или познавательную задачу.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Вопросы для самоконтроля в конце каждого параграфа носят не только репродукционный, но и проблемно-поисковый характер, предусматривают рефлексию (осмысление) учебных достижений учащихся. Вопросы для обсуждения на заключительной странице каждой темы предполагают коллективное обсуждение пройденного материала. Для учителя этот этап работы — диагностика успешности освоения материала.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Это умение формируют задания рубрики «Мои географические исследования» в учебнике, практические работы в тетради-практикуме, ряд заданий в тетради-тренажере. Например, в учебнике 9 класса в параграфе «Лесная промышленность» предлагается изучить состав лесопромышленного комплекса, отдельные стадии лесозаготовительного производства, чтобы самостоятельно сделать выводы о принципах размещения предприятий, последовательно выявляя различия в географии отдельных отраслей.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Изучение большей части тем во всех учебниках линии ориентировано на использование географических карт. В учебниках

реализуется принцип широкого использования невербальных источников информации, которые необходимо анализировать и интерпретировать, в том числе разнообразных схем: структурных, функциональных, классификационных, последовательности этапов (событий), взаимосвязей компонентов (процессов) и так далее.
Это, например, такие схемы как «Состав и соотношение секторов хозяйства России», «Объемы отходов при производстве 1 т проката», «Функции городов», «Виды миграций», «Взаимодействие материков и океанов» и другие.
Учебники содержат множество диаграмм и картодиаграмм, отражающих с помощью условных знаков пространственное распространение нескольких количественных показателей (например, «Разведанные запасы и добыча нефти по районам России»).
Во всех учебниках линии и прочих компонентах УМК много практических заданий, направленных на работу с картами, контурными картами, схемами, картодиаграммами, графиками, рисунками, имеются задания по самостоятельному составлению схем на основе словесной информации.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
В конце каждой темы учебника приводятся ссылки на интернет-ресурсы, а электронные приложения к учебникам, представляющие собой многофункциональные программные комплексы, позволяют научиться использованию информационных технологий для решения задач различного типа.
Планируемые предметные результаты
Использование линии «Сферы-География» для 5–9 классов способствует достижению следующих предметных результатов:
- формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Завершённая предметная линия учебников серии «Сферы-География» для 5–9 классов входит в состав многопредметной издательской серии «Сферы», в основу которой положена идея организации учебно-воспитательного процесса на основе полного состава учебно-методических комплектов.
УМК «Сферы» замечательные пособия, преобрела все учебники, очень хотелось бы ещё преобрести поурочное тематическое планирование!!!!
Зачем так много картинок? Невозможно читать статью(((
Алексей,
мы хотим, чтобы нашу линию УМК «Сферы» знали «в лицо».
Спасибо за Ваш интерес.