Статья раскрывает регулирование вопросов гражданского образования в образовательных стандартах России и Норвегии.

Мария
ЛЕСОНЕН,
преподаватель,
Северный государственный
медицинский университет,
Архангельск
Одной из главных ступеней образования, несомненно, является школьное. Оно даёт человеку знание основ всех наук: о природе, обществе, человеке, развивает познавательные способности.
Во многих странах школьное образование обязательно. В качестве примера для этого исследования приводятся соседние страны: Россия и Норвегия. Объём, направленность и содержательное наполнение школьного образования определяются заказом со стороны государства.
Данный заказ формулируется посредством образовательных стандартов.
С одной стороны стандарты служат целью унификации образовательного пространства в пределах всей страны, с другой стороны, помогают соотносить содержание образования с мировыми тенденциями.
Основные перемены в российском образовании задаются новым поколением ФГОС для средней и высшей школы. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования.
Всё содержание образования в сравниваемых странах представлено в государственных образовательных нормативах, обязательных для исполнения: «Федеральный государственный стандарт общего образования (основное общее образование, среднее (полное) образование)» и «Основной учебный план обязательного десятилетнего школьного образования Норвегии» (Core Curriculum for the 10-year compulsory school in Norway). Содержание образования в государственных образовательных стандартах сравниваемых стран представлено по ступеням обучения. Школьная система образования в России осуществляется при переходе с одной ступени на другую: начальное общее образование (I–IV классы), основное общее образование (V–IX классы), среднее (полное) образование (X–XI классы).
Общая продолжительность обучения составляет одиннадцать лет. В Норвежском королевстве обязательное школьное обучение длится десять лет и состоит из трёх ступеней: начальная ступень (Lower primary stage) — первые четыре года (I–IV классы), промежуточная (Upper primary stage) — следующие три (V–VII классы) и первая ступень средней школы (Lower secondary stage) — последние три года (VIII–X классы).
В Законе Российской Федерации «Об образовании» определено, что государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет (ст. 7, п. 5). Периодичность утверждения государственных стандартов в официальных документах Норвегии не оговаривается, сказано лишь, что они корректируются по мере необходимости.
В Норвегии образовательный стандарт является неотъемлемой составной частью государственного учебного плана. Норвежский учебный план состоит из двух основных частей: общей и предметной. В общей части сформулированы цели и задачи школьного образования. В конце данного раздела представлены базисный учебный план и распределение часов по учебным предметам. Вторая часть государственного учебного плана Норвегии, предметная, в ней представлены краткое описание назначения и цели преподавания предметов, их тематические разделы и методические рекомендации по организации познавательной деятельности учащихся.
В России образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы.
Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения ООП;
- к структуре ООП;
- к условиям реализации ООП.
Таб. 1. Численная характеристика систем школьного образования в России и Норвегии.
Россия | Норвегия | |
Количество образовательных учреждений среднего образования | 1 103 000 | 2 957 |
Количество общеобразовательных учреждений | 52 400 | 2 957 |
Количество обучающихся по образовательным программам общего образования | 13 659 000 | 614 020 |
Численная характеристика показывает, что системы школьного образования России и Норвегии значительно отличаются по масштабам. Естественно, что при такой разнице организация системы образования, его содержания будут отличаться по своей специфике. Однако, несмотря на это, мы увидим позиции, касающиеся гражданского образования, прописанными в стандартах обеих стран.
В современных условиях принятия новых образовательных стандартов в России возрастает значимость формирования гражданской идентичности школьников[1]. Сделать это возможно посредством гражданского образования, используя присущие ему организационно-педагогические условия.
Регулирование вопросов, касающихся гражданского образования в образовательных стандартах, и явилось объектом для сравнения.
Таб. 2. Сравнительная характеристика образовательных стандартов России и Норвегии в области гражданского образования.
Критерий для сравнения | Россия | Норвегия |
Цели школьного образования |
— осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества. — осознающий себя личностью, социально-активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством и человечеством. |
|
Цели предметной области | Изучение предметной области «общественно-научные предметы» должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации. | Предмет «общественные науки» имеет целью помочь создать понимание и веру в фундаментальные права человека, демократические ценности и равенство и вдохновить идеей активной гражданственности и демократического участия.
Предмет «политика и демократия»: Главная предметная область покрывает политическую систему на всех уровнях и государство благоденствия. Дисциплина исследует политические партии и что может быть понятым под демократией. В этой главной предметной области акцент делается на связях между системой правления, правовым государством и правами человека. |
Главные предметные области, непосредственно затрагивающие проблематику гражданского образования и прав человека. | Интегрированный курс «Обществознание» (включает экономику и право).
В проекте ФГОС для среднего (полного) общего образования — Россия в мире; Право; Обществознание. |
Интегрированный курс «Социальные науки» (включает социологию).
Курс политики и демократии в старшей школе. |
Количество учебного времени, отведенного на вопросы гражданского образования. | 6–9 классы — Обществознание (интегрированное с экономикой и правом ) — 140 часов[2] (1 час в неделю)
10-11 классы — Обществознание (интегрированное с экономикой и правом) — 140 часов (1 час в неделю). |
Общий курс — 256 учебных часов в начальной средней школе
Программы для специализации по основным наукам в старшей школе — 84 часа[3] |
Основные навыки и компетенции, формирующиеся при изучении данных предметов. |
|
|