ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ
И ПЛАНИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО.
В.В. ПУТИН: ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕФОРМ

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 1.

«Нашу задачу на ближайшие годы вижу в том, чтобы убрать с дороги национального развития всё то, что мешает нам идти вперёд.
Завершить создание в России такой политической системы, такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе составят единый, живой, постоянно развивающийся и одновременно устойчивый и стабильный, здоровый государственный организм, способный, безусловно, гарантировать суверенитет России и процветание граждан нашей великой державы на десятилетия вперёд.
Отстоять справедливость и достоинство каждого человека. Правду и доверие в отношениях государства и общества»[1].

 

Леонид

ПОЛЯКОВ,

доктор

философских

наук,

профессор НИУ ВШЭ

 
Cостоявшиеся 4 марта президентские выборы стали рубежными в истории постсоветской России. Они зафиксировали окончание одной эпохи и начало принципиально иной. Почему же возвращение на президентский пост Владимира Путина означает наступление новой эпохи? И в чём заключается эта новизна?

В поисках ответа на эти вопросы необходимо возвратиться в контекст самих выборов и попытаться понять, в чём смысл его победы? Для страны и, следовательно, для всего мира.

На первый взгляд, Путин победил своих соперников, представлявших различные фланги российского политического спектра. Прежде всего левых, которых представляли лидер КПРФ Геннадий Зюганов и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. На предшествовавших президентским парламентских выборах 4 декабря 2011 года эти две партии сумели вместе набрать треть голосов российских избирателей. А это означает, что коммунистические и социалистические идеалы и ценности поддерживаются довольно значительной частью граждан России.

Путин победил и такого опытного соперника, которым является Владимир Жириновский — лидер ЛДПР, партии, занимающей имперско-националистические позиции и апеллирующей к русскому большинству российской нации.

Путин победил и новичка президентской гонки — миллиардера Михаила Прохорова, который, не имея собственной партии, предстал в роли лидера российских либералов и сумел занять третье место.
В конечном счёте превосходство Путина оказалось подавляющим — он набрал 64,3% всех голосов. Но предвыборная борьба была жёсткой. После декабрьских выборов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны прошли массовые митинги несистемной оппозиции, направленные против кандидатуры Владимира Путина.

Возникла угроза повторения в России известной технологии «цветной революции». Или, как это принято называть в политологической литературе, революции через выборы. Этот сценарий был осуществлён в 2000 году в Сербии, затем в 2003 году в Грузии, в 2004-м — в Украине, в 2005-м — в Киргизии. Его суть состоит в том, что политические силы, проигравшие выборы в парламент (или президентские), результаты выборов не признают и с помощью массовых митингов и применения силы свергают существующий режим.

Начало подобного сценария в России можно было зафиксировать 5 декабря 2011 года, когда согласованный митинг оппозиции на Чистых прудах в Москве перерос в самовольное шествие к Центризбиркому. После задержаний и арестов лидеров несистемной оппозиции последовал всплеск общественного недовольства, привлекший десятки тысяч москвичей, возмущённых фактами фальсификаций, выявленных в ходе парламентских выборов. Все внешние признаки повторения сценария «цветной революции» (или, как часто говорят «оранжевой», по примеру Украины) были налицо. Россия встала перед угрозой острого политического конфликта.

Вторая угроза и второй негативный сценарий были связаны с возможностью повторения ситуации после выборов в Государственную Думу, которые даже системная оппозиция, получившая в сумме небывало большое количество депутатских мандатов — 212, отказалась признавать легитимными. Легитимность любого органа власти, а тем более являющегося главным законодателем страны, — ключевое условие поддержания стабильности и правопорядка.

Легитимность Государственной Думы, избранной 4 декабря 2011 года, подверглась серьёзному испытанию. Депутаты от КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР не сдали свои мандаты и тем самым фактически согласились с тем, что главный законодательный орган страны имеет право продолжать свою работу.

Но оппозиция (системная и особенно несистемная) в ходе президентских выборов ставила перед собой цель заранее дискредитировать их результаты. В частности, утверждалось, что победа Путина в первом туре честным путём невозможна и что, следовательно, она может быть достигнута только с помощью массовых фальсификаций.

Заблокировать этот провокационный, крайне опасный сценарий удалось с помощью обеспечения максимальной прозрачности и максимального контроля всех процедур в день голосования.

В России по инициативе премьер-министра Путина впервые в мировой практике была применена технология наблюдения за избирательными участками в режиме online с помощью видеокамер. Каждый человек в любой точке мира мог, используя Интернет, наблюдать за тем, что делают избирательные комиссии и как идёт голосование практически на 95% всех избирательных участков.

 

Теперь ни у кого не может быть никаких сомнений в праве Путина занимать пост главы нашего государства в ближайшие шесть лет.

 
Свой план преобразования России Владимир Путин кратко сформулировал в статье «Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить», опубликованной в «Известиях» 16 января 2012 года.

Опорные точки и основные направления реализации этого плана — реформа политической системы, создание современной системы социальных гарантий и выстраивание конкурентоспособной рыночной экономики.

Решение основных задач по этим направлениям позволит нам поддерживать обороноспособность страны на уровне, достаточном для сохранения суверенитета в эпоху глобальной трансформации, и сохранять позиции России в качестве одного из глобальных лидеров и гаранта справедливого миропорядка.

Чёткая формулировка плана развития страны — важный, но не единственный аспект предвыборной программы Путина, которую он представил своим избирателям. Не менее значимым было определить те условия, в которых план должен осуществляться. И самое, пожалуй, главное — кто именно будет в состоянии воплотить этот план в жизнь.

Искусство настоящего политика состоит в том, чтобы не приспосабливаться к обстоятельствам, а действовать в них так, чтобы они служили реализации поставленной цели. Для этого нужно воспринимать обстоятельства в их двоякой роли: прежде всего как вызов, как то, что может тебя победить, но одновременно и как условие твоей победы. Победы планируемого тобой будущего.

В то время как мы опасались, и надо признать, не без оснований, «оранжевой революции», другая и при этом настоящая социальная революция в России действительно совершилась. Путин назвал её «образовательной революцией», которая «кардинально меняет сам облик российского общества и российской экономики»[2]. Молодое поколение образованных россиян, выросших в условиях постсоветской России, формирует запрос на принципиально новое общество, новую политику, новую экономику. И этот «образовательный драйв» молодого поколения как раз и составляет, согласно Путину, «основной вызов России».

Научиться его использовать — вот реальная задача, которую он предлагает решать, прежде всего, за счёт модернизации экономики. К середине следующего десятилетия в стране должно быть создано 25 млн новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.

 

«Вокруг решения этой общенациональной задачи, — подчеркнул Путин, — нужно строить государственную политику, консолидировать усилия бизнеса, создавать наилучший деловой климат»[3].

 
Чёткое определение смысла и характера основного вызова даёт возможность включить в планирование будущего одну из ключевых реформ. А именно реформу всего механизма государственного управления, который и определяет деловой климат в стране.

В статье «Демократия и качество государства», опубликованной в «Коммерсанте» 6 февраля 2012 года, Путин сформулировал задачу «конкурентоспособного государства», которое должно быть в состоянии конкурировать «за идеи, людей и капитал», а фактически — за будущее своей страны. С точки зрения «нового государственного сознания» были сформулированы 7 приоритетов в процессе создания такого государства.

Во-первых, необходимо разорвать связку «власть-собственность», что подразумевает установление чётких границ вмешательства государства в экономику.

Во-вторых, потребуется перенимать и внедрять лучшие практики организации госуправления стран-лидеров.

В-третьих, обязательной должна стать конкуренция самих государственных администраторов (губернаторов, мэров и функционеров), чему будет способствовать мониторинг и сравнение лучших практик госуправления.

В-четвёртых, государственные услуги должны оказываться по стандартам с позиций потребителя, а не исполнителя.

В-пятых, уже принят закон об ответственности чиновников за несоблюдение стандартов госуслуг.

В-шестых, кадровый состав всей системы госуправления должен быть приведён в соответствие с новыми задачами и новым государственным сознанием. Высокая оплата труда госслужащих должна предполагать и высокую ответственность.

В-седьмых, предлагается создать институт уполномоченных по защите прав предпринимателей в каждом субъекте федерации.

Понятно, что все эти меры направлены на искоренение основного зла нашей жизни — коррупции. Избранный президент отказывается воспринимать её как нечто неизбежное, испокон веков присущее русской жизни. Он отчётливо осознаёт, что коррупция и будущее России несовместимы. А потому утверждает, что «борьба с коррупцией должна стать общенациональным делом». Но не путём репрессий, которые в условиях коррупции «тоже могут стать предметом коррупции». Позиция Путина в этом ключевом вопросе иная: «Мы предлагаем реальные, системные решения. Они позволят нам с большим эффектом провести необходимую санацию государственных институтов. Внедрить новые принципы в кадровой политике — в системе отбора чиновников, их ротации, их вознаграждения. В итоге мы должны добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной»[4].

Этот впечатляющий перечень задач, сформулированных в опубликованных в период президентской кампании статьях В.В. Путина, которые с полной уверенностью можно назвать программными, неизбежно вызывает вопрос: а кто и как будет всё это делать? Идёт ли речь об очередной (а значит — снова безуспешной) «модернизации сверху», когда вся надежда — на «власть»? Отнюдь нет. Путин считает, что выход из порочного круга таких псевдомодернизаций заключается в том, чтобы за счёт расширения «пространства свободы для каждого из нас» само общество начало переходить к новым практикам жизни.

Новое качество государства — лишь половина дела. Вторая, не менее важная половина — наращивание общественной самодеятельности, предприимчивости и гражданской ответственности за будущее страны. Этот тезис звучит предельно чётко: «Но двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан. Мы заведомо проиграем, если будем рассчитывать только на решения чиновников и ограниченный круг крупных инвесторов и госкомпаний. Мы заведомо проиграем, если будем опираться на пассивную позицию населения»[5].

Собственно говоря, угроза проигрыша, поражения в борьбе за наше будущее как раз и таится в этой пассивности, поскольку на неё-то и невозможно опереться. Инициативы власти имеют шанс быть реализованными лишь тогда, когда они находят отклик, понимание и поддержку в обществе. И, кстати, не только у тех, кто голосовал за эту власть. Иными словами, речь идёт о доверии общества к инициативам власти, о том отношении, с которым общество такие инициативы встречает.

Но ситуация ещё более осложняется тем, что проблематично не только доверие между властью и обществом. Владимир Путин констатирует, что в окружающей нас социальной реальности таится ещё один серьёзнейший вызов. А именно «недостаточный уровень доверия людей друг к другу, нежелание заниматься общественными делами, заботиться о других, неумение подняться над частными интересами»[6].

Дефицит взаимодоверия или того, что в социальных науках принято называть «социальным капиталом», — одна из самых острых проблем нашего общества. Причины, её порождающие, многообразны. Но есть одна, которую можно считать первопричиной, и на которой Владимир Путин останавливается специально и подробно. Это — так называемый «национальный вопрос».

Автор, во-первых, рассматривает этот вопрос как ситуативную проблему межэтнических и межконфессиональных противоречий и напряжённостей, особенно заметных на фоне советского опыта «дружбы народов» при господстве коммунистической атеистической идеологии. Во-вторых, как стратегическую проблему определения субъекта для реализации плана развития России.

Рассматривая эти проблемы в своей статье «Россия: национальный вопрос», опубликованной в «Независимой газете» 23 января 2012 года, Владимир Путин, по существу, предлагает свой выход из той фундаментальной неопределённости, в которой страна прожила 20 постсоветских лет. Национальная идентичность рассматривается как «самоопределение русского народа — полиэтническая цивилизация, скреплённая русским культурным ядром»[7].

Эта формула гармонизации российского общества в равной степени противостоит как западному «мультикультурному проекту», так и контрпродуктивной идее «русского национального, моноэтнического государства». Но любая цивилизация есть результат взаимодействия не только многих народов, входящих в её состав, но и следствие первоначального усилия одного из таких народов. Путин считает, что «русский народ является государствообразующим — по факту существования России. Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию»[8].

Важнейшим институтом в формировании идентичности российской нации является система образования. «Гражданская задача образования, системы просвещения — дать каждому тот абсолютно обязательный объём гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа»[9].

Постсоветское двадцатилетие растерянности, раздвоенности и ностальгии по «утерянному раю» — позади. Российская нация как потенциальный субъект активного исторического действия воспринимается как поколенческий факт. Решающий вопрос в том, как потенциальная энергия этого субъекта может перейти в реальную. Ответ на этот вопрос и должен быть дан образовательной системой, формирующей национальную идентичность. И только при условии успешного решения этой задачи мы сможем получить настоящего субъекта модернизации, способного планировать и воплощать в жизнь собственное будущее.

 

«Постсоветский этап в развитии России, впрочем, как и в развитии всего мира, завершён и исчерпан»[10]. Дело в том, что «образовательная революция» производит не только новое поколение образованных россиян, но, прежде всего, — образованных россиян. И это процесс не только перманентный, но и необратимый.

 
На базе граждански образованного поколения возможно становление политической нации, объединяющей все народы России в едином, осмысленном и целеустремлённом действии, в котором заданная великим прошлым государствообразующая роль русского народа будет дополнена государствопреобразующей ролью народа российского как императивом будущего.

Особая роль в цивилизационном преобразовании России принадлежит российским учителям, преподавателям вузов. Именно они уже сегодня могут активно влиять на будущее России.

Избрание В. В. Путина президентом России свидетельствует о принятии большинством россиян перспективных идей развития нашей страны в новую историческую эпоху.

[links&resources]

[1] Владимир Путин. Россия сосредотачивается. Ориентиры. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 14.
[2] Владимир Путин. Россия сосредотачивается. Ориентиры. — М.: ОЛМА Медиа Групп. 2012, — C. 6.
[3] Там же, C. 7. Здесь и далее выделение наше (ред.).
[4] Там же, C. 58.
[5] Там же, С. 8.
[6] Там же.
[7] Там же, С. 19.
[8] Там же, С. 20.
[9] Там же.
[10] Там же, С. 13.

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ
И ПЛАНИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО.
В.В. ПУТИН: ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕФОРМ
: 2 комментария

  1. Очень патриотичная статья.Но вот вам мнение молодежи, блин даже не знаю с чего начать ах вот начнем с Революций . Я не знаю право а что вы так переживаете и за этой Оранжевой революции . У нас ее просто не могло быть так как отлично сработали силовики , а почему они сработали хорошо . Они видели сценарии всех революций прочитали их , и стало ясно Что все это тренеровка против России . Поэтому Путин поднимает зарплату силовикам. Страхуется. ЗП реально сильно повысили , но спрашивать за их работу так стали ,что те бедные хватаются за голову. Но ведь это хорошо скажете вы , конечно хорошо профи всегда должен делать свою работу отлично.Но вот вопрос почему раньше не подняли ЗП ? Да потому что не было угрозы власти. А тут эти революции да так много и все удачные. Что то надо делать . Вот и зашевелились . Следующие это чиновники ну и преподаватели не кому не рекомендуют но все прекрасно понимают что лучше стать единороссом .Для карьеры Хуже не будет. А так же у нас не будет революции т.к в других странах где она произошла режимы власти держались по 20 25 лет . Там люди просто устали от Взяток и местного Беспредела чиновников

    • Действительно в условиях нынешнего времени Россия очень быстро набирает обороты и статус в мировом обществе.Естевственно просто так это не произойдет само по себе. Хотя бы просто сравнить уровень жизни с 1980 по 2012. результат как говорится на литцо. Наращивание темпов во внутриполитичесой и внешнеполитической жизни стал проходить наиболее активно с 2000 года. что касается ораньжевой революции, то смею сказать, что революций больше не будет так, как хватит настрадалисьдо сих пор эхом отдается прошлый опыт.В.В.Путин выбрал верный путь путь исправления, корекции и реформ нашей системы. да где то есть минусы, да где то есть недочеты, но это медленно и технично исправляется и дополняется. И все прекрасно понимают это просто не сразу заметишь. Что касается обострения политической ситуации то мое личное мнение в этом есть плюсы так как в ходе борьбы на политической арене рождаются сильные политики способные отстаиватть интересы страны и государства.

Комментарии запрещены.