ГОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 1.


Указом Президента РФ нынешний год объявлен Годом российской истории. Целевая установка этой инициативы — привлечение внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе.
О том, как проектировать стратегии изучения общественно-научных предметов в Год российской истории, размышляет доктор педагогических наук, профессор Евгений Вяземский.

Никто, кроме нас самих,
не сохранит историческую память
и не передаст её новым поколениям.
Президент РФ Д.А. Медведев

9 января 2012 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года российской истории». В тексте Указа сформулирована основополагающая установка. «В целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе постановляю: провести в 2012 году в Российской Федерации Год российской истории»[1].

В своём выступлении на совместном заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию, состоявшемся в г. Владимире 22 июля 2011 года, Президент России Д.А. Медведев выделил три исторических юбилея, которые стали поводом для провозглашения 2012 года Годом российской истории: 1150-летие зарождения российской государственности, 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года и 150-летие со дня рождения П.А. Столыпина[2].

Это первое в истории современной России масштабное обращение властей к истокам национального прошлого и обоснование государственной значимости Года российской истории.

Такая постановка вопроса применительно к трём историческим юбилеям 2012 года позволяет подняться над отношением к ним как простой совокупности нескольких важных праздников, поставить и обсудить с педагогами-обществоведами и школьниками целый ряд актуальных проблем:
1) Что такое историческая политика и политика памяти? Какое влияние они оказывают на историческое, обществоведческое и географическое образование школьников в современном мире?
2) Что представляет собой «История и память» как дополнительная содержательная линия учебного предмета «История»? Как эта содержательная линия интегрируется, сопрягается с другими содержательными линиями в образовательной области «Общественно-научные предметы»?
3) Каковы образовательные ресурсы этой и других линий в реализации главной цели изучения общественно-научных предметов в современной школе и достижении личностных, мета-предметных и предметных результатов общего образования?
4) Какие аспекты профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей истории, обществознания и гео-графии становятся особенно значимыми в свете тенденций развития исторической политики Российского государства в начале XXI века?

Поиск ответов на сформулированные выше вопросы, обсуждение возникающих в этой связи актуальных научных, социально-педагогических и методических проблем будет одним из центральных направлений содержания нашего нового журнала для преподавателей образовательной области «Общественно-научные предметы» — учителей истории, обществознания, географии, экономики, права.

Осмысление и артикуляция исторического прошлого России в последние десятилетия привлекают особое внимание, как широкой общественности, так и академической и педагогической среды. Это и неудивительно. Обстоятельства актуализации такой тематики общеизвестны: распад СССР, смена идеологического режима, возникновение потребности и условий для переосмысления непростого с исторической и моральной точек зрения советского прошлого, формирование новых политических элит, продвигающих свои концепции настоящего и будущего России, основанные на соответствующих версиях и интерпретациях прошлого страны. Этот процесс происходит на фоне мучительного вызревания в России гражданского общества, который совпал с социальными трансформациями постсоветского периода. Список факторов и условий можно дополнять и развивать, но, вне всякого сомнения, пространство «управления историей» в современной России стало более открытым, противоречивым, подвижным по сравнению с недавним советским прошлым.

Вопросы исторической политики, исторического сознания, исторической памяти, формирования российской гражданской идентичности молодёжи относятся к трудным проблемам общественных наук и социальной практики, они актуальны и для современной школы. Но учителя истории, обществознания пока ещё недостаточно подготовлены к осмыслению этих феноменов и работе в новых условиях.

В своей программной статье «Россия — национальный вопрос» В.В. Путин подчеркнул: «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности»[3].

Перечень приоритетных исторических тем,
актуальных в 2012 году


В течение года — 1150 лет российской государственности.

Апрель

— 150 лет со дня рождения П.А. Столыпина.
— 70-летие окончания битвы за Москву.
— 55-летие запуска первого искусственного космического спутника Земли.
— 15 лет со дня подписания Договора о союзе между Белоруссией и Россией. День единения народов России и Белоруссии.
— 200-летие основания Форта Росс — русского поселения на побережье Северной Калифорнии.

Май

— 200-летие окончания русско-турецкой войны 1806 — 1812 годов (заключение Бухарестского мира).

Август — сентябрь

— празднование 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года.

Сентябрь

— 50 лет со дня учреждения Международного дня памяти жертв фашизма.

Октябрь — ноябрь

— 50 лет Карибскому кризису.

Ноябрь

— 400-летие освобождения Москвы ополчением под руководством Д. Пожарского и К. Минина.
— 70 лет со дня подписания соглашения между представителями командования Красной армии и Сражающейся Франции об участии французских частей ВВС в военных операциях в СССР («Нормандия — Неман»).

Декабрь

— 90-летие со дня принятия Декларации
о создании СССР.

Общее советское прошлое в значительной степени определяет самосознание россиян старшего поколения, а для молодёжи относится уже к сфере исторической памяти. В этой связи вопросы сохранения исторической памяти как основы культурной преемственности поколений и национально-гражданской идентичности приобретают особую значимость.

Существенное влияние на историческую память оказывают историческое образование, мемориальная политика государства и другие факторы социально-политического и культурного развития. В современном понимании вопросы влияния государства, его специализированных институтов, других общественных субъектов на формирование исторической памяти относятся к сфере исторической политики.

В названной выше статье В.В. Путин обоснованно утверждает: «В нашей стране, где у многих в головах ещё не закончилась гражданская война, где прошлое крайне политизировано и «раздёргано» на идеологические цитаты (часто понимаемые разными людьми с точностью до противоположного), необходима тонкая культурная терапия. Культурная политика, которая на всех уровнях — от школьных пособий до исторической документалистики — формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса, так же как и потомок «красного комиссара» или «белого офицера», видел бы своё место. Ощущал бы себя наследником «одной для всех» — противоречивой, трагической, но великой истории России»[4].

Дискуссии об исторической памяти в контексте социальной истории стали актуальны в России только с начала 2000-х годов. К этому времени политические задачи разоблачения прошлого, характерные для 1990-х, хотя и не потеряли свою значимость, но явно ушли на второй план, а темы воспитания национальной и гражданской гордости, российской идентичности стали чётко позиционироваться государством и восприниматься обществом как приоритетные.

Осмысление комплекса вопросов, связанных с формированием исторического сознания, идентичности общества в целом, разных социальных групп, страт общества, включая школьников и студентов, — актуальная, теоретически и практически значимая проблема, от решения которой во многом зависит будущее страны, перспективы развития России в противоречивом глобальном мире.

Важнейшей функцией социально-гуманитарного образования, которая специально подчёркивается в документах ФГОС, является формирование российской гражданской идентичности школьников, ценностных ориентаций гражданина России. Этот процесс неразрывно связан с формированием исторического сознания общества, ключевую роль в этом процессе играет историческая память как особым образом избирательно сфокусированное историческое сознание.

Принципиальное отличие условий реализации исторического образования в современной российской школе от школы со-ветской заключается в нескольких ключевых моментах, которые по-новому определяют целевые ориентиры, приоритеты профессиональной деятельности преподавателей общественно-научных предметов — истории, обществознания, географии, экономики, права.

Первый — формирование идентичности, исторического сознания школьников в советский период было делом исключительно государственным и находилось под жёстким контролем государственных органов. В современной российской школе педагоги должны самостоятельно проектировать и реализовывать подходы к формированию гражданской идентичности школьников, их ценностному развитию. При этом преподаватели всех учебных дисциплин образовательной области «Общественно-научные предметы» должны скоординировать свои усилия в этой сфере. Только тогда может быть достигнут необходимый социально-педагогический эффект.

Второй — параллельное существование различных концептуальных подходов к определению значения, содержания и оценок истории России в глобальном мире, её прошлого и настоящего. Научные (академические) концепции социально-гуманитарных дисциплин, которые представлены множеством авторских концепций, в условиях глобализации, информационной революции растворяются в многообразии политических, гражданских социальных концептов и теряют свою методологическую однозначность. Происходит кардинальное изменение социально-педагогических условий, в которых работают педагогические коллективы. Педагогам каждого образовательного учреждения предстоит самостоятельно определять для себя пути и средства реализации ценностей и целей социально-гуманитарного образования, способы построения эффективной системы оценки образовательных достижений учащихся, позволяющей стимулировать индивидуальную траекторию развития каждого школьника. Последнее обстоятельство ещё не осознано педагогическим сообществом. Подавляющее большинство педагогов мотивировано на достижение в первую очередь классических предметных образовательных результатов, которые в большей степени понятны обществу, родителям. Эта ориентация сформирована всем опытом функционирования доминирующей образовательной модели, ориентированной на достижение предметных результатов, измеряемых с помощью контрольных материалов единого государственного экзамена.

Третий — эмоционально-психологическая перегрузка учителей социально-гуманитарных предметов в условиях, когда в обществе ещё не сформировался гражданский консенсус по многим базовым приоритетам развития страны в ХХI веке. Преподавателям социально-гуманитарных предметов по роду деятельности постоянно приходится определять свою гражданскую, профессиональную и нравственную позицию по всем актуальным для России вопросам.

Применительно к деятельности учителя социально-гуманитарных предметов отсутствие общественного консенсуса по актуальным проблемам социальной теории и практики означает, что каждый учитель должен самостоятельно принимать педагогические решения, делать сознательный выбор в отношении того, какие ценности, цели социально-гуманитарного образования приоритетны, как именно их можно реализовать в конкретных социокультурных условиях своего педагогического коллектива. Рассматривая такие сложные общественные феномены, как Россия в современном глобальном мире, педагогам нельзя уклониться от самостоятельного определения наиболее актуальных вопросов, осмысления значимых аспектов изучаемых проблем, которые противоречиво освещаются в существующей научно-педагогической литературе или ещё не стали объектом изучения.

Введение ФГОС даёт ориентиры для решения этих сложных мировоззренческих вопросов, но учитель современной российской школы должен постоянно самостоятельно делать со-знательный профессиональный и гражданский выбор в отношении ценностей, целей социально-гуманитарного образования, путей их достижения в практической деятельности.

Деятельность педагогического коллектива в Год российской истории предполагает формирование патриотической гражданской позиции школьников, преемственности поколений путём актуализации исторической памяти, изучения достижений российской истории, культуры, науки, общественной практики. Историческими ориентирами в этом процессе являются юбилеи Года российской истории. Осмысление памятных событий в широком общественном контексте позволит учителям всех социально-гуманитарных дисциплин внести свой вклад в формирование патриотической и гражданской позиций своих учеников, российской гражданской идентичности.

[links&resources]

[1] http://президент.рф/acts/14238
[2] http://президент.рф/news/12073
[3] В.В. Путин. Россия: национальный вопрос — premier.gov.ru/events/news/17831
[4] В.В. Путин. Россия: национальный вопрос — premier.gov.ru/events/news/17831